Проект Вселенная, 5. Русский космизм

Вся блистательная и мучительная история России вела к созданию новой общемировой философии-религии. Россия тысячу лет вбирала в себя мировой опыт: власти (от варягов и далее), религии (христианство, буддизм, ислам), философии (все течения). Кроме того, она расширялась территориально. Она объединила собою огромные территории — 1/6 часть света, вбирая в себя народы, ассимилируя их культуры (но не уничтожая их!), все хорошее и дурное, что находила повсюду, куда залетал дух русский. Россия склонялась то к Западу, то к Востоку и все время мучительно искала себя…
Россия — не империя, а вместилище. Миссия России — не имперская, а вместить в себя все, не завоевать и уничтожить, а вобрать в себя, объединить многое, разное.
Для чего же все это было? — Для чего же еще, если не для рождения некой высшей, общемировой новой идеи! Об этом мечтали многие лучшие умы русской нации. Так, например, Новгородцев говорил о новой философии, открывающей «впереди — горизонт бесконечности». Часто приводят высказывание П.Я. Чаадаева (1794 — 1856) о «важном уроке», который призвана дать миру Россия, обычно, в отрицательном смысле. Но позднее он же писал А.И. Тургеневу, что «ее (России — В.И.) задача — дать в свое время разрешение всем вопросам… разгадку человеческой загадки». — Что же, весьма возможно!
Мне кажется, трудно не согласиться, что свой путь России надо искать не в привнесенных извне ортодоксиях — христианстве или же коммунизме, — а в динамичном вбирании в свой идеальный мир лучших идей всего человечества и выработке на этой основе позитивного мировоззрения, духовно объединяющего весь мир и открывающего ему перспективу развития бесконечного!
Центральной идеей здесь может стать «русский космизм» — философия неограниченного развития мира, движителем которого в нашей части бесконечной вселенной ныне является человечество — единое множество творческих индивидуальностей, активно созидающих, совершенствующих, расширяющих нашу Вселенную, воплощающих, выражающих, увековечивающих себя в ней!
В книге «Свободный полет», на базе которой написана эта статья, предпринята попытка наметить систему идей, утверждающую, в отличии от бесчисленного множества различных учений о «конце света», возможность бесконечного или очень и очень длительного развития мира, нашей Вселенной. Именно развития, в котором именно человечество играет активную, главную роль движителя, инструмента материи в ее самопознании и саморазвитии. Это мировоззрение, такая роль человека — реальная, стоящая перед нами возможность и, в то же время, мировая необходимость, обращенная к человечеству и подтверждаемая всеми знаниями о мире, которые мы имеем сегодня.
Необходима Цель, которая давала бы смысл бытия каждому человеку, человечеству и через нас — бесконечному миру. И она есть! Эта Цель названа. Это не просто «любовь» и не только любовь, не некоторое пассивное мироощущение созерцателя и свидетеля, а непрекращающееся и не прекращавшееся никогда созидание. Сегодня — руками и разумом человека.
Приходит время наметить общие очертания, обозначить цели, задачи, основные направления проекта целенаправленного, сознательного строительства нашей Вселенной, непрерывно расширяющиеся границы которой определяются пределами познания Разума. Для разработки его, безусловно, потребуются усилия всего человечества. Такой конкретный проект можно назвать “Проектом “Вселенной”.
Не бывает ничего окончательного. Только ограниченные умы могут считать, что они достигли истины абсолютной. Но там, где им видится истина, они достигают предела, возможного для себя. Пространство познания и развития не имеет границ, ни количественных, ни качественных!
Предлагаемая мировоззренческая концепция, конечно же, не альтернатива коммунистическим и христианским идеям. Их развитие — может быть. Сегодня, наверное, всем уже ясно, что развитие этим идеям необходимо. Мир развивается, меняются и системы взглядов людей. Принцип догмата, возможно, хорош на какой-то период истории для стабильного развития в определенных догматом границах. Но, когда границы эти становятся тесными, их надо раздвинуть. Время от времени надо добавлять догматам новые смыслы, иначе они начинают мешать развитию мира и человека.
Надо еще сказать следующее. Мировое благо едино. И едина система человеческих представлений. Недалеки люди, которые замечают только различия и не пытаются охватить сознанием общее. Обычные условия существования и, соответственно, общие для всех представления занимают в жизни людей много большее, чем отличия, место. Это надо ясно осознавать. Никакие различия в мнениях не могут быть основанием для разрушения значительных частей мира, цивилизации — нашей Вселенной. Разногласия неизбежны при поиске новых путей развития Целого и даже необходимы, но они всегда касаются частных вещей. «Принципиальные разногласия” — опасная иллюзия, ядовитый туман, который необходимо развеять. Тогда все мы ясно увидим, что солнце — одно для всех, оно общее. И одна у всех нас Земля. Все мы любим нашу Вселенную — этому нету альтернативы!
Надо жить дружно, соблюдая несложный ряд ограничений, которые можно называть заповедями. Это все те же заповеди, что и тысячи лет назад. Они — сумма опыта человечества, помогающего нам выжить. Не лги, не убий, не укради, почитай старших, люби ближнего своего и люби мир…
Проект «Вселенная» устремлен в будущее, и, в то же время, он обращен в каждый сегодняшний день. Познание и развитие мира может быть бесконечным. Поэтому необходимо мировоззрение, позволяющее разумно организовать общество, в котором все люди могли бы по максимуму реализовывать собственные возможности и быть счастливыми в жизни.
Настоящая статья — только малая часть, одна из цепочек идей из книги «Свободный полет», в 3-х томах. Объем книги — около 50 печатных листов. Она пишется 14 лет. Здесь мне пришлось излагать очень коротко.
Философия развития и Религия Разума — целостное позитивное мировоззрение дееспособных, сильных людей. Оно объединяет материалистический и религиозно-идеалистические подходы высшими целями бесконечного развития мира, в котором человек — активная, центральная его ипостась.
На базе предлагаемого мировоззрения можно было бы организовать международный центр, основной задачей которого являлась бы разработка общей теории и стратегии развития нашей Вселенной. В дальнейшем, при широком признании, этот центр мог бы: поддерживать развитие всех позитивных сфер человеческой деятельности (науку, искусства, философию и др.); координировать освоение космоса; организовать экологическую службу Вселенной и проч. Такой центр можно создать в одном из городов планеты Земля, например, в Санкт-Петербурге. И назвать «Центром Вселенной».
Что такое философия? Древние говорили: она — любовь к мудрости. Но что же есть мудрость? Может быть, философия любви? А что тогда такое любовь? Разве она — не естественная мудрость природы и не философия лучших, прозревающих истинные цели Единого и сознательно продолжающих вечный, никогда нескончаемый Акт Творения?
Философия, мудрость, любовь — добрые ангелы Разума, через череду смертных людей открывающего и строящего себя, Вселенную, Бога…
Человечество и природа — высшее коллективное «Я» Вселенной. Когда-нибудь Разум войдет в материю повсеместно, как в Тело свое, единое Целое. Вселенная станет Телом его!
Не удивительно ли сознавать, что мы можем дать миру вечность, направляя его?!..
Да, это звучит фантастично. Но это того рода фантастика, которая просматривается в любом мгновении бытия, которую нужно искать, познавая мир, и создавать ее, помогая миру развивать себя далее.
 
ЛИТЕРАТУРА
Зеньковский В.В. История русской философии. Т.1,2. Л.,1991.
Лосский Н.О. История русской философии. М.,1991.
Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. СПб., 1994.
Русский космизм: Антология философской мысли. Сост. Семенова С.Г., Гачева А.Г., М.,1993.
Горский А.К., Сетницкий Н.А. Сочинения. М.: Раритет, 1995. (Библиотека духовного возрождения)
  • 0

  • 0

Комментариев нет

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.