Разбор одного стихотворения

Идея, художественная правда

Поэтическая идея произведения есть авторский замысел, несущий или не несущий в себе достоверное эстетическое отражение действительности (истинное с точки зрения искусства).
Поэтическое мышление дарит нам приближенную истину, истину на уровне представления. Но эта приближенная, богатая по форме и бедная действительным содержанием истина и есть художественная правда.

Композиция

Композиция (от лат. componere — составлять) — расположение составных частей произведения относительно друг друга. Способ построения художественного произведения.

Силлабо-тоническое стихосложение

Разновидность тонического стихосложения, основанная на упорядоченном расположении ударных и безударных слогов в стихе: на сильных местах располагаются (исключительно или преимущественно) ударные, на слабых — безударные слоги. Основные виды силлабо-тонического стихосложения — ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест.

Тип рифмы

Женская рифма возникает тогда, когда рифмуемые стихи заканчиваются ударением на предпоследнем слоге).

Я вас любил. Любовь ещё, быть м`ожет,

Но пусть она вас больше не трев`ожит,
..........
Мужская рифма возникает тогда, когда рифмуемые стихи заканчиваются ударением на последнем слоге.

...........
В моей душе угасла не совс`ем.
...........
Я не хочу печалить вас нич`ем.

Я вас любил. Любовь ещё, быть может,
В моей душе угасла не совсем.
Но пусть она вас больше не тревожит,
Я не хочу печалить вас ничем.

А.С. Пушкин

Метонимия

Метонимия — троп, состоящий в употреблении названия одного предмета вместо названия другого на основании внешней или внутренней связи между ними, смежности: между предметом и материалом, из которого предмет сделан (хрусталь уже на столе), содержимым и содержащим (ну, съешь тарелочку ещё!), действием и его результатом, местом или предметом (за диктант получила «пять», утреннюю почту уже принесли), действием и орудием этого действия (труба звала в поход), социальным событием, мероприятием и его участниками (съезд постановил...), между автором и его произведением (всего Чехова перечитал), местом и людьми, находящимися на этом месте (аудитория шумела. весь дом высыпал на улицу), эмоциональным состоянием и его причиной (радость моя ещё в школе).

Метрическая схема

Метрическая схема стихотворения помогает делить текст на соизмеримые отрезки, не всегда зримые в письменном виде. Для того, чтобы увидеть примерное равенство стихов пришлось бы растягивать или соответственно уплотнять некоторые из них. См. иллюстрацию.

Подхват

Подхват (анадиплозис) — стилистическая (синтаксическая) фигура, состоящая в повторе части текста (сегмента: слова или группы слов, предложения, стихотворной строки) в начале следующей части текста (сегмента): … Придёт оно, большое, как глоток, Глоток воды во время зноя летнего (Р. Рождественский).

Метафора

Метафора — троп, состоящий в употреблении слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений: по форме (зубчик чеснока, кольцо садов), по качеству (шёлковые ресницы, тонкий слух), по расположению (вагон в хвосте поезда), по выполняемой функции (дворники автомобиля).

Сравнение

Сравнение — открытое развёрнутое сопоставление одного факта действительности с другим по одному или нескольким названным или неназванным признакам (с помощью сравнительных союзов (как, точно, словно, будто, чем и др.), специализированных слов (похожий, подобный, напоминающий и т. п.), формы творительного падежа обозначающего слова, форм степеней сравнения прилагательных и наречий), несущее дополнительную информацию и помогающее наиболее полному раскрытию мысли автора, созданию нового взгляда на старое, известное: Безнравственность, как радиация, постоянно убивает общество (А. Тулеев); Прошла девочка-цыганка, похожая на веник (Ю. Олеша); Дым вился кольцами над ним; Кто на свете всех милее, всех румяней и белее? (А. Пушкин).

Ассонанс

Ассонанс — повторение гласных, создающее звуковую выразительность речи: Скучно нам слушать осеннюю вьюгу… (Н. Некрасов).

Эпитет

Эпитет — художественное, образное определение, созданное на основе метафоры, возникающее в сочетании с определяемым словом (зеркальная гладь воды, ядовитый взгляд).

Анафора

Анафора (единоначатие) — стилистическая фигура, состоящая в повторении начальных частей (звука, слова, словосочетания, предложения) двух или более самостоятельных отрезков речи: Славься! Сияй, солнечная наша коммуна! (В. Маяковский); Черноглазый, чернобровый...; Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза (С. Есенин).

Аллитерация

Аллитерация — повторение согласных в качестве средства звуковой выразительности: Гром гремит, грохочет.

Гипербола

Гипербола — троп, состоящий в преувеличении размера, силы, значения, усилении признака, свойства до таких размеров, которые обычно не свойственны предмету, явлению: Сто раз уже тебе говорил; Редкая птица долетит до середины Днепра (Н. Гоголь).

Литота

Литота — троп, заключающийся в образном выражении преуменьшения (часто до немыслимых в реальности размеров) интенсивности, ослаблении свойства, качества предмета, явления, процесса: оставляет желать лучшего (о плохом); мужичок с ноготок; В двух шагах живу от школы)

Зной

Полдень. Вдоль дороги — плоский дым,
Словно кистью тонко прочертили.
На опушке ровный купол пыли,
Стадо волочится перед ним.

Ящерка застыла на камнях,
Зацепилась пальцами за грани,
И трава ещё сильнее вянет,
Отражаясь в выпуклых глазах.

Время словно спрятано в стволы
Сосен, что стоят у поворота,
И с необъяснимой неохотой
Вытекает каплями смолы.

Вся природа бредит желтизной,
И в чертах, дрожащих и неполных,
Как гигантский зреющий подсолнух
Наклонилось небо надо мной.

Сергей Сметанин
Купить PDF-вариант электронной книги «Разбор одного стихотворения»

2 комментария

ivanov_v
Хорошая школа для начинающих. Это необходимо знать. Но не сердце ли и вдохновение ведут нашей рукой? Именно пока мы не знаем всего этого.)
ruspoetry
Спасибо за отзыв. Думаю, способность сердцем и душой подражать знающим в нас сильней самого знания. Но оно кажется мне не лишним. :)
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.