• ,

О знаниях и умениях

Важно не «знать», а «уметь». Знание и умение — отнюдь не одно и то же. Можно уметь и не знать «как». А можно знать многое — думать, что знаешь, — и ничего своего не оставить.
 
Женщина не знает, что происходит внутри нее, когда носит ребенка. Но она создает человека, практически без всякого знания, из «ничего»! Может ли сделать то же самый мудрый человек на земле, если сам он — не женщина? Никакие знания мудрецу не помогут. Природа не знает себя, но живет, творит, развивается.
 
Может быть, знания, как бессмысленный груз, сковывают наши умения? Бесконечно приближаясь к так называемой «истине», придем ли мы к ней когда-нибудь? Может ли вообще часть познать Целое? И так ли для нас это важно?..
 
Возрастание наших знаний относительно и условно — как конечное сравнивать с бесконечным? Достоверность их ограничивается избирательным нашим опытом. За пределы его мы никогда не сможем попасть.
Как много мы знаем на самом деле, каждый в отдельности и все вместе? Мудрецы говорят – ни-че-го!
 
Сколько угодно можно перечислять то, что нам плохо известно, начиная с самих себя, среды, окружающей человека, и восходя к бесконечности, вечности субстанции и материи во вселенной.
Знаем ли мы, что есть Целое? Мы не видим и не можем даже представить себе какого-то окончательного предела ни в микро глубинах материи, ни в мега просторах вселенной. Может, мы знаем все нескончаемое разнообразие соразмерных с нами вещей и явлений?..
 
Не является ли история мира, природы, цивилизации не накоплением знаний, как привыкли мы думать, но развитием наших умений? Это совсем другой взгляд. Кто будет отрицать нарастание умений природы и человека с течением эволюции, нарастание умений материи в нашем участке Вселенной до появления жизни? Не заключается ли развитие мира в совершенствовании умений материи самоорганизовываться в структуры все более сложные, оптимальные в плане жизнеспособности? Материя все лучше самоорганизуется, сама не зная, как это делает.
 
Что в новых знаниях, которые каждый раз, по прошествии некоторого времени, оказываются лишь очередным заблуждением? Не знать важно, а мочь. Екклесиаст говорил: «Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь.» На это отвечу я: «Только умения никогда не приносят разочарования человеку!» Чем больше мы узнаем, тем ясней понимаем, как нам мало известно. А новое умение, навык, открывшаяся способность что-либо мочь приносят пользу, доставляют удовольствие человеку даже без знания «как».
 
Сколько примеров, когда есть способности и невозможно их объяснить. Что же, кто-то не применяет эти способности?
Тот, кто что-нибудь «может», значим для всех — окружающих, общества, материи во Вселенной. Тот, кто «не может» совсем ничего, вовсе никчемен.
Тогда зачем нужны знания? Зерно прорастает, женщина вынашивает ребенка, не объясняя ни себе, ни другим таинства происходящего.
 
Даже умея прорастать или рожать детей, надо еще это «сделать». И опять главное — не стремиться узнать «как», но все силы направить на то именно, чтобы – «сделать», «суметь»!..
 
«Не уметь» означает «не быть»; «не знать» не значит «не быть».
Человечество обманывает себя, гоняясь за знаниями. Не знания важны, а умения. Именно новых умений от людей ожидает материя. Их ждет от нас Бог. Знания, сами по себе, без человека, умеющего их применять, — бессмысленны и бесполезны. Сами себе они не могут ничего доказать.
Искать умения, а не знания надо советовать каждому человеку. Сумей исполнить то, чего хочет от тебя Бог!
 
Кто помнит о тех, кто знал много? В истории остаются те, кто сумел, шел вперед, творил, не пытаясь расчленять «гармонию алгеброй».
Надо развивать собственные способности — физические, интеллектуальные, «сверхъестественные»; учиться не знанию, а умению. Знание обманчиво и — не потому ли? — бывает бесплодно.
 
Но нельзя впадать и в другую крайность, совсем отвергая знания. Они развивались, как продолжение умений материи и явили собой умение новое — формировать базу умений. Да, знания вторичны. Но невозможно каждому перепробовать все умения натурально и уметь все. Однако любой человек, просмотрев знания, может выбрать необходимое и научиться избранному умению. Важно не отрывать одно от другого. Многие человеческие умения возможны лишь при наличии знания; а знания — имеют смысл, только когда они воплощаются в наши умения.
 
Одни стремятся узнать новое — еще, и еще; и хотят узнать сами. Другие знают лишь то, во что учат их верить, и ничего больше знать не хотят. Увы, сколь много последних!..

Комментариев нет

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.