• ,

Елена Кисель, «Аид, любимец судьбы. Книга 2. Судьба на плечах»

Елена Кисель, «Аид, любимец судьбы. Книга 2. Судьба на плечах»

Владыка Аид обрел свой жребий – подземный мир. Надо воцаряться, брать бразды правления, но подземный мир строптив и непокорен. Его обитатели будут постарше молодого Кронида, а в науке обмана и коварства они дадут фору кому угодно. Тут еще и мир внешний о себе напоминает: Зевс ревнив, Посейдон гневен, Деметра в бешенстве, герои опять же расплодились. А внизу дышит Тартар, узники хотят на свободу.
Правь, Невидимка, как можешь!
Все достоинства первой книги трилогии сохранились и во второй. Персонажи живые, им сочувствуешь, их ненавидишь. Композиция выстроена аккуратно, устойчиво. Крутые повороты мифологии радуют внезапностями. На всех трех уровнях восприятия – эмоциональном, интеллектуальном, эстетическом – во время чтения получаешь несомненное удовольствие.
Поэтому нет смысла повторять то, что уже было сказано в рецензии на первую книгу. Лучше сосредоточимся на том, что показалось весьма интересным именно в книге второй.
Легко ошибиться и решить, что сквозных действий в книге три. Что строятся они на трех конфликтных платформах: «Аид и подземный мир», «Аид и Персефона», «Аид и внешний мир». Казалось бы, именно так переплетаются сюжетообразующие линии, создавая разнообразие, тем более что Персефона, жена Аида Безжалостного, появляется в книге отнюдь не сразу.
Ан нет, сквозное действие книги, как некий известный герой, должно быть одно. Оно и здесь одно: «Аид и Персефона», точнее, «Аид и любовь». Все остальное – лишь разные грани этого кристалла. Аид любит как умеет, точнее, учится любить – с болью, кровью, страданием. Его любят как умеют – от самого трогательного смысла этого слова до самого неприятного. В столкновении с Любовью меняется Владыка царства мертвых, но меняются и все, кто его любит. Потому что ненависть или ревность – обратная сторона любви, и я не уверен, что всякий читатель в поступках того же Зевса – отвратительных поступках, как нам известно из мифов и этой книги – увидит бешеную любовь младшего брата к старшему, желание не просто победить или унизить потенциального соперника, а поставить его на место, то самое место, где Аид будет в безопасности, потому что покорен. Зевс знает, кто он такой, знает, что против природы не попрешь, и поэтому он временами унижает, спасая.
Вторая книга о любви, и это прекрасно.
Чисто профессиональное:
В театрах хорошо известна «проблема второго спектакля». Премьера всегда играется на голом нерве, и это вытаскивает ее наверх даже при проколах в актерском мастерстве или режиссуре. Во втором спектакле нерв частично гаснет: это оправдано и общей усталостью, и самонадеянностью после премьеры. Нерв гаснет, новизна уходит, а все приемы, отработанные на репетициях, еще не накатаны на публике в должной степени. Второй спектакль практически всегда слабее первого. Он идет дольше по времени, как ни ругайся режиссер.
Вторая книга чуть ли не в полтора раза больше первой. Сквозное действие и событийный ряд (позвоночник и мускулатура текста) с трудом несут на себе такую массу. Воистину Тартар взгромоздился на плечи! Сокращения пошли бы второй книге на пользу еще больше, чем первой. Да, для писателя болезненно вычеркивать качественно написанные эпизоды, но если они декоративны, не работают на конфликт, двигая его к кульминации, их следует убирать. Плакать, скрипеть зубами и убирать. Если характеристики какого-то персонажа повторяются много раз без изменений, просто как фиксация (кони бешеные, Гермес лукав, дворецкий прожорлив) – стоит убрать часть таких упоминаний или вдруг сломать характеристику, найти новизну. Тогда кульминация станет действительно наивысшим пиком напряжения, а не одним из всплесков, промежуточным в подготовке третьей финальной книги.
Впрочем, хорошо рассуждать об ошибках и проблемах, когда ты сам уже сто раз споткнулся об эти порожки, разбил и нос и лоб, прежде чем научился их видеть и переступать. Да и научился ли? :-)
В любом случае, книга хороша, за что автору большое спасибо.
На этом Шахерезада заканчивает дозволенные речи и подбирается к финалу трилогии.


Книга включена в подборку «Хорошие книги: Олди рекомендуют» на Author.Today: https://author.today/collection/391, на LiveLib: https://www.livelib.ru/selection/1638085-horoshie-knigi-oldi-rekomenduyut и в Фейсбуке: https://www.facebook.com/H.L.Oldie
Книга выложена автором в бесплатный доступ на сайте Author.Today: https://author.today/work/14708

Комментариев нет

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.