Проект Вселенная, 3. Церковь Вселенной
В Обществе Реализуемых Возможностей идеология не нужна. Но, конечно, необходимы философия и религия — мировоззрение. Человек должен ясно осознавать свое положение в мире и смысл собственной жизни.
Воспитание и духовное развитие человека — совершенно естественное поле деятельности Церкви Вселенной.
К чему разделять мир на верующих и неверующих? Веруют все, но в разное и по-разному. Надо примирить верующих и неверующих, выработав некоторое самое общее мировоззрение, в котором не будет отрицаться вера как таковая, и вера эта будет основана на осознании человеком места своего во Вселенной. Здесь задачи религии и философии совпадают.
Церковь призвана объединять всех людей, в этом ее непреходящее назначение. Но нельзя делать это на базе упрощения и низшего знания. Именно потому, что в течение многих столетий накапливался колоссальный разрыв между потенциями, мыслями, чувствами людей ищущих и малоподвижным набором догм, предлагаемых государством и церковью, недостаточных уже даже для большинства, — происходили потрясения, уносящие жизни миллионов людей.
Религия, ориентированная на бедных духом, неизбежно выливается в поиски дьявола, мракобесие, стагнацию общества. Совершенно необходимо создать религию свободных, сильных, дееспособных людей. Религию личности, человека грядущего Братства Разума.
Религия, отталкивающаяся от действительных нужд мира и человека, позволит очень сильно поднять реальное значение церкви. Безусловно, нужно восстанавливать храмы. Но молиться в них надо с ясным разумом, а не слепо, искренне, не кривя нисколько душою.
Развитие человеческих мировоззрений, осмысление нашего положения в мире в очень существенной мере шло через развитие представлений религиозных.
И здесь можно выделить три этапа.
1. Концепция Бога и человека, десять заповедей.
Некий всемогущий Бог создал мир по собственной прихоти, непонятно зачем, почему и в какой момент вечности. Не понимая многого, человек, тем не менее, должен верить в своего Бога и служить Ему, иначе будет наказан.
Высший уровень развития подобной религии — иудаизм, Ветхий завет. Для своего времени это весьма положительное мировоззрение, несущее в себе потенциал дальнейшего развития мира, именно человеком! Это первое приближение к осмыслению космической роли человечества — через отдельного, «избранного» человека и «избранный богом народ». (На самом деле, Бог избирает всех людей — каждого человека и каждый народ — для своей, особенной роли. Но не все осознают и достойно исполняют ее.)
Посмотрим, как же пересекаются представления о Боге и о Вселенной.
— Бог един, всеобъемлющ и вездесущ. — Т.е. Бог, по сути, отождествляется со Вселенной, со всеми фактическими и потенциальными ее формами и проявлениями.
— Бог создал человека. — Действительно, мир создал человека на определенной стадии саморазвития.
— Человек должен быть благодарен Богу (миру, Вселенной) за жизнь свою и служить Ему, исполняя некие, пусть и неясные человеку, высшие цели. Он должен соблюдать заповеди, отвергать зло, творить добро. Но что же есть заповеди в переводе с религиозного понимания на язык современный? По существу, это — граничные условия, соблюдение которых абсолютно необходимо для выживания и развития человечества, а через него — и всего нашего мира!
На базе десяти заповедей, выработанных за тысячелетия многими поколениями людей, и был сделан следующий шаг в осмыслении роли человечества во Вселенной.
2. Осознание всеединства.
Иисус Христос явил Себя среди человечества как Сын Божий, страдающий за весь мир, искупающий грехи мира и человека. Ни одна философия и религия не подходила так близко, как христианство, к осознанию истиной роли человечества во Вселенной. Иисус Христос впервые осознал Себя (человека!) Сыном Бога (сыном Вселенной!), не посланником, не пророком, не царем, наместником богов на земле, а Сыном, плотью от плоти Отца. — Что это означает, если привести в соответствие понятийные аппараты? Человек (для начала один из людей) осознал себя неразрывной частью бесконечного мира, до последнего атома своего осознал единение со Вселенной. Он — активная ипостась триединого мира. Другие две ипостаси – Бог-Отец (материя) и Бог-Дух Святой (идеальный мир). Наиболее развитое, высшее «Я» явлено в мир, чтобы взять на себя все грехи (разрешить мировые проблемы — спасти мир) и страдать за других, тех, кто не понимает еще роли своей во Вселенной, и не только за них — за весь бессознательный мир! (На самом деле, каждый страдает и каждый находит счастье свое. Высших «я» — открытое множество. Все живое, все «я» — дети Его. Мир един в неразрывности своих проявлений — едино материальное, идеальное и активное, во множестве лиц представляющее собой неразрывное Целое, Бога. Все “я” имеют общие глобальные цели. Однако, увы, не все сознают их.)
Отсюда новые заповеди: любить других так же, как себя самого (все «я» мира — проявления Единого), и любить Отца Своего (т.е. мир, Вселенную) — более себя самого (часть любит Целое более себя самое). Это следующий, важнейший шаг к осознанию нашего назначения в мире. По сути, это уже, выросшее из эгоистического, альтруистическое миропонимание, элементы космического сознания.
Принципиально ошибочна, на мой взгляд, общепринятая трактовка смерти Христа. Служить людям и миру нужно жизнью своей, а не смертью. Выбор смерти — не признак силы и не апофеоз любви к человечеству. «Эзотерические значения» такой “жертвы” – только гипотезы. Смерть Христа, скорее, — логический результат пассивного страдания. Налицо фантастические возможности выдающейся личности, но нет им запроса, ответа нет адекватного. Есть осознание единения с миром, но нет понимания смысла собственной жизни, цели применения этих возможностей — нет позитивного выхода. Отсюда – одиночество, взрыв сознания, стремление к смерти, распад наиболее тонких и сложных связей с миром, Богом Отцом. («Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил меня?»)
3. Космическое сознание, человек — творение и творец мира.
Сегодня человечество выходит на следующую ступень осмысления своего бытия. Человек — не пассивный наблюдатель, пусть даже и не разделяющий себя с миром, страдающий за него. Он — активный творец, созидатель, строитель разумной Вселенной. И это — отнюдь не «роль», не «игра», а настоящая жизнь, полная смысла!
Здесь развитие именно религиозного мировоззрения, абсолютно логичное его продолжение. (Уместно вспомнить главную идею Н.Ф. Федорова: подражать Христу не в унижении, не в смерти, а в делах Его.) В такой постановке: любой человек — активное, высшее мировое начало. Христос — важнейшее историческое лицо в развитии человечества и всего мира. Сохраняют силу свою все заповеди. Но появляется ясное осознание нашего положения и назначения, миссии. Все люди, все «я» мира — дети Его, мы созданы, чтобы продолжить Творение. Открывается смысл жизни для каждого человека и всего человечества. Появляется возможность слияния на совершенно конкретном, высшем уровне религиозного и атеистического мировоззрений. Любить надо не некоего отвлеченного, невидимого, непознаваемого разумом Бога, но любить мир реальный. Любить и страдать за него, познавая и строя, творя. Вот подлинная религия и настоящая вера!
Ступени веры природы и человечества.
Ступени веры природы и человечества.
Ступень 1
Вера. В то, что «я» существую
Смысл веры. Рождение самосознания.
Ступень 2
Вера. В то, что существует что-то и кто-то вокруг.
Смысл веры. Отделение своего «я» от мира.
Ступень 3
Вера. В могущество сил природы
Смысл веры. Осознание своей слабости и могущества мира.
Ступень 4
Вера. Одушевление, олицетворение сил природы, первый Бог.
Смысл веры. Наделение сил природы понятными верующему чертами.
Ступень 5
Вера. Многобожие
Смысл веры. Мир многообразен.
Ступень 6
Вера. Бог един
Смысл веры. Мир един.
Ступень 7
Вера в другое существо как в Бога
Смысл веры. Мы будем жить, как скажет Учитель — первый, осознавший себя живым Богом. Бог среди нас!
Ступень 8
Вера в себя, строительство себя, индивидуализм.
Смысл веры. Я — это и есть Бог
Ступень 9
Вера. Отождествление себя с материей во Вселенной, принятие целей материи; богочеловечество — непротиворечивое множество высших центров мировой воли; осознанное многообразие и всеединство; космическое сознание.
Смысл веры. Все «я» – совокупная активная ипостась единого мира, нацеленная на самопознание и саморазвитие Целого.
Последующие ступени веры естественно вбирают в себя все предыдущие, не могут без них возникнуть и существовать.
У каждого человека вера своя. Именно верою и Мечтою — особенностями системой понятий — мы отличаемся от других. Своя вера — у каждого социума, народа. Она свободно объединяет на высшем уровне элементы вер всех своих представителей, избирая самое общее, лучшее.
Бог непрерывно создается людьми как развивающийся идеал, олицетворение духа, прекрасного, совершенного – сущего и еще только мыслимого. (Подобную мысль развивал П.И. Новгородцев (1866 — 1924), говоря о необходимости и неизбежности «замены идеи конечного совершенства началом бесконечного совершенствования.») Религия — квинтэссенция культуры страны, постоянно нарабатываемой самобытности в прошлом, настоящем и будущем. Цель ее — человек в Боге, т.е. человек, сознательно ищущий место свое в народе своем. Церковь — хранительница традиций, «примеров лучшего», образов святых и героев, лаборатория будущего в настоящем. Мировая религия — то же самое, но на уровне человечества — объединяет собою религии всех народов.
Выстраивается стройная система, представляющая собою суперпозицию религий различного уровня: от религии одного человека до религии человечества и далее — всей природы, Вселенной, вселенной!..
— Бог личности;
— Бог общности, группы людей;
— Бог народа, нации;
— наднациональный Бог (мировые религии);
— Бог всей жизни (всего человечества и природы);
— Бог нашей Вселенной (всего материального, идеального, активного);
— бог вселенной.
Каждый находит свое лицо Бога. Бог общности аккумулирует в себе лица людей и, наоборот, помогает создавать свое лицо каждому. Все и всех объединяет собою бог вселенной. Любому восприятию Бога есть свое место. Надо только всем согласиться, что бог един и в себе заключает все, но каждый видит его по-своему, со своего места и времени — точки зрения, неповторимого опыта.
Уровню религии соответствует церковь: от алтаря одного человека — до храмов различных степеней общности. Местные храмы хранят, поддерживают, развивают особенное в культуре групп населения своей территории; оберегают множественность, разнообразие, самобытность; открывают путь новому. Чем выше ступень в иерархии Церкви, тем шире мировоззрение, включающее в себя наиболее общее. Высший религиозный авторитет — Вселенский собор, созидающий и славящий единого Бога. Аналог его в материалистическом варианте — Центр Вселенной.
Могут существовать два главных центра мировой воли — как бы два полюса сферы Разума, условно говоря, атеистический и религиозный. А может быть этот Центр и единым, Центр сферы Разума, из которого проистекают и в котором сходятся все радиусы деятельности человечества, познания и развития мира. Однако, безусловно, это не должно означать никакой абсолютной централизации! Каждый уровень иерархии церкви решает свои задачи, соответствующие уровню общности. Главный принцип деяний и веры — соборность, т.е. множественность и соразмерность.
Воспитание и духовное развитие человека — совершенно естественное поле деятельности Церкви Вселенной.
К чему разделять мир на верующих и неверующих? Веруют все, но в разное и по-разному. Надо примирить верующих и неверующих, выработав некоторое самое общее мировоззрение, в котором не будет отрицаться вера как таковая, и вера эта будет основана на осознании человеком места своего во Вселенной. Здесь задачи религии и философии совпадают.
Церковь призвана объединять всех людей, в этом ее непреходящее назначение. Но нельзя делать это на базе упрощения и низшего знания. Именно потому, что в течение многих столетий накапливался колоссальный разрыв между потенциями, мыслями, чувствами людей ищущих и малоподвижным набором догм, предлагаемых государством и церковью, недостаточных уже даже для большинства, — происходили потрясения, уносящие жизни миллионов людей.
Религия, ориентированная на бедных духом, неизбежно выливается в поиски дьявола, мракобесие, стагнацию общества. Совершенно необходимо создать религию свободных, сильных, дееспособных людей. Религию личности, человека грядущего Братства Разума.
Религия, отталкивающаяся от действительных нужд мира и человека, позволит очень сильно поднять реальное значение церкви. Безусловно, нужно восстанавливать храмы. Но молиться в них надо с ясным разумом, а не слепо, искренне, не кривя нисколько душою.
Развитие человеческих мировоззрений, осмысление нашего положения в мире в очень существенной мере шло через развитие представлений религиозных.
И здесь можно выделить три этапа.
1. Концепция Бога и человека, десять заповедей.
Некий всемогущий Бог создал мир по собственной прихоти, непонятно зачем, почему и в какой момент вечности. Не понимая многого, человек, тем не менее, должен верить в своего Бога и служить Ему, иначе будет наказан.
Высший уровень развития подобной религии — иудаизм, Ветхий завет. Для своего времени это весьма положительное мировоззрение, несущее в себе потенциал дальнейшего развития мира, именно человеком! Это первое приближение к осмыслению космической роли человечества — через отдельного, «избранного» человека и «избранный богом народ». (На самом деле, Бог избирает всех людей — каждого человека и каждый народ — для своей, особенной роли. Но не все осознают и достойно исполняют ее.)
Посмотрим, как же пересекаются представления о Боге и о Вселенной.
— Бог един, всеобъемлющ и вездесущ. — Т.е. Бог, по сути, отождествляется со Вселенной, со всеми фактическими и потенциальными ее формами и проявлениями.
— Бог создал человека. — Действительно, мир создал человека на определенной стадии саморазвития.
— Человек должен быть благодарен Богу (миру, Вселенной) за жизнь свою и служить Ему, исполняя некие, пусть и неясные человеку, высшие цели. Он должен соблюдать заповеди, отвергать зло, творить добро. Но что же есть заповеди в переводе с религиозного понимания на язык современный? По существу, это — граничные условия, соблюдение которых абсолютно необходимо для выживания и развития человечества, а через него — и всего нашего мира!
На базе десяти заповедей, выработанных за тысячелетия многими поколениями людей, и был сделан следующий шаг в осмыслении роли человечества во Вселенной.
2. Осознание всеединства.
Иисус Христос явил Себя среди человечества как Сын Божий, страдающий за весь мир, искупающий грехи мира и человека. Ни одна философия и религия не подходила так близко, как христианство, к осознанию истиной роли человечества во Вселенной. Иисус Христос впервые осознал Себя (человека!) Сыном Бога (сыном Вселенной!), не посланником, не пророком, не царем, наместником богов на земле, а Сыном, плотью от плоти Отца. — Что это означает, если привести в соответствие понятийные аппараты? Человек (для начала один из людей) осознал себя неразрывной частью бесконечного мира, до последнего атома своего осознал единение со Вселенной. Он — активная ипостась триединого мира. Другие две ипостаси – Бог-Отец (материя) и Бог-Дух Святой (идеальный мир). Наиболее развитое, высшее «Я» явлено в мир, чтобы взять на себя все грехи (разрешить мировые проблемы — спасти мир) и страдать за других, тех, кто не понимает еще роли своей во Вселенной, и не только за них — за весь бессознательный мир! (На самом деле, каждый страдает и каждый находит счастье свое. Высших «я» — открытое множество. Все живое, все «я» — дети Его. Мир един в неразрывности своих проявлений — едино материальное, идеальное и активное, во множестве лиц представляющее собой неразрывное Целое, Бога. Все “я” имеют общие глобальные цели. Однако, увы, не все сознают их.)
Отсюда новые заповеди: любить других так же, как себя самого (все «я» мира — проявления Единого), и любить Отца Своего (т.е. мир, Вселенную) — более себя самого (часть любит Целое более себя самое). Это следующий, важнейший шаг к осознанию нашего назначения в мире. По сути, это уже, выросшее из эгоистического, альтруистическое миропонимание, элементы космического сознания.
Принципиально ошибочна, на мой взгляд, общепринятая трактовка смерти Христа. Служить людям и миру нужно жизнью своей, а не смертью. Выбор смерти — не признак силы и не апофеоз любви к человечеству. «Эзотерические значения» такой “жертвы” – только гипотезы. Смерть Христа, скорее, — логический результат пассивного страдания. Налицо фантастические возможности выдающейся личности, но нет им запроса, ответа нет адекватного. Есть осознание единения с миром, но нет понимания смысла собственной жизни, цели применения этих возможностей — нет позитивного выхода. Отсюда – одиночество, взрыв сознания, стремление к смерти, распад наиболее тонких и сложных связей с миром, Богом Отцом. («Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил меня?»)
3. Космическое сознание, человек — творение и творец мира.
Сегодня человечество выходит на следующую ступень осмысления своего бытия. Человек — не пассивный наблюдатель, пусть даже и не разделяющий себя с миром, страдающий за него. Он — активный творец, созидатель, строитель разумной Вселенной. И это — отнюдь не «роль», не «игра», а настоящая жизнь, полная смысла!
Здесь развитие именно религиозного мировоззрения, абсолютно логичное его продолжение. (Уместно вспомнить главную идею Н.Ф. Федорова: подражать Христу не в унижении, не в смерти, а в делах Его.) В такой постановке: любой человек — активное, высшее мировое начало. Христос — важнейшее историческое лицо в развитии человечества и всего мира. Сохраняют силу свою все заповеди. Но появляется ясное осознание нашего положения и назначения, миссии. Все люди, все «я» мира — дети Его, мы созданы, чтобы продолжить Творение. Открывается смысл жизни для каждого человека и всего человечества. Появляется возможность слияния на совершенно конкретном, высшем уровне религиозного и атеистического мировоззрений. Любить надо не некоего отвлеченного, невидимого, непознаваемого разумом Бога, но любить мир реальный. Любить и страдать за него, познавая и строя, творя. Вот подлинная религия и настоящая вера!
Ступени веры природы и человечества.
Ступени веры природы и человечества.
Ступень 1
Вера. В то, что «я» существую
Смысл веры. Рождение самосознания.
Ступень 2
Вера. В то, что существует что-то и кто-то вокруг.
Смысл веры. Отделение своего «я» от мира.
Ступень 3
Вера. В могущество сил природы
Смысл веры. Осознание своей слабости и могущества мира.
Ступень 4
Вера. Одушевление, олицетворение сил природы, первый Бог.
Смысл веры. Наделение сил природы понятными верующему чертами.
Ступень 5
Вера. Многобожие
Смысл веры. Мир многообразен.
Ступень 6
Вера. Бог един
Смысл веры. Мир един.
Ступень 7
Вера в другое существо как в Бога
Смысл веры. Мы будем жить, как скажет Учитель — первый, осознавший себя живым Богом. Бог среди нас!
Ступень 8
Вера в себя, строительство себя, индивидуализм.
Смысл веры. Я — это и есть Бог
Ступень 9
Вера. Отождествление себя с материей во Вселенной, принятие целей материи; богочеловечество — непротиворечивое множество высших центров мировой воли; осознанное многообразие и всеединство; космическое сознание.
Смысл веры. Все «я» – совокупная активная ипостась единого мира, нацеленная на самопознание и саморазвитие Целого.
Последующие ступени веры естественно вбирают в себя все предыдущие, не могут без них возникнуть и существовать.
У каждого человека вера своя. Именно верою и Мечтою — особенностями системой понятий — мы отличаемся от других. Своя вера — у каждого социума, народа. Она свободно объединяет на высшем уровне элементы вер всех своих представителей, избирая самое общее, лучшее.
Бог непрерывно создается людьми как развивающийся идеал, олицетворение духа, прекрасного, совершенного – сущего и еще только мыслимого. (Подобную мысль развивал П.И. Новгородцев (1866 — 1924), говоря о необходимости и неизбежности «замены идеи конечного совершенства началом бесконечного совершенствования.») Религия — квинтэссенция культуры страны, постоянно нарабатываемой самобытности в прошлом, настоящем и будущем. Цель ее — человек в Боге, т.е. человек, сознательно ищущий место свое в народе своем. Церковь — хранительница традиций, «примеров лучшего», образов святых и героев, лаборатория будущего в настоящем. Мировая религия — то же самое, но на уровне человечества — объединяет собою религии всех народов.
Выстраивается стройная система, представляющая собою суперпозицию религий различного уровня: от религии одного человека до религии человечества и далее — всей природы, Вселенной, вселенной!..
— Бог личности;
— Бог общности, группы людей;
— Бог народа, нации;
— наднациональный Бог (мировые религии);
— Бог всей жизни (всего человечества и природы);
— Бог нашей Вселенной (всего материального, идеального, активного);
— бог вселенной.
Каждый находит свое лицо Бога. Бог общности аккумулирует в себе лица людей и, наоборот, помогает создавать свое лицо каждому. Все и всех объединяет собою бог вселенной. Любому восприятию Бога есть свое место. Надо только всем согласиться, что бог един и в себе заключает все, но каждый видит его по-своему, со своего места и времени — точки зрения, неповторимого опыта.
Уровню религии соответствует церковь: от алтаря одного человека — до храмов различных степеней общности. Местные храмы хранят, поддерживают, развивают особенное в культуре групп населения своей территории; оберегают множественность, разнообразие, самобытность; открывают путь новому. Чем выше ступень в иерархии Церкви, тем шире мировоззрение, включающее в себя наиболее общее. Высший религиозный авторитет — Вселенский собор, созидающий и славящий единого Бога. Аналог его в материалистическом варианте — Центр Вселенной.
Могут существовать два главных центра мировой воли — как бы два полюса сферы Разума, условно говоря, атеистический и религиозный. А может быть этот Центр и единым, Центр сферы Разума, из которого проистекают и в котором сходятся все радиусы деятельности человечества, познания и развития мира. Однако, безусловно, это не должно означать никакой абсолютной централизации! Каждый уровень иерархии церкви решает свои задачи, соответствующие уровню общности. Главный принцип деяний и веры — соборность, т.е. множественность и соразмерность.
Комментариев нет