Размышление над "Ойкуменой" Г. Л. Олди
Pavel Helennar
Размышление над «Ойкуменой»
Когда вышел первый роман цикла, я пообещал себе написать о том, как мне в нём ощущается… Я же попадаю в текст, живу в нём, а вокруг такое… ;-) Мой поклон Мастерам: Олег Ладыженский и Дмитрий Громов.
«Люди забыли, как выглядит земное Солнце. Их солнечная система была уже обжита, изучена, использована, как и другие, обшаренные вдоль и поперек, выдоенные, укрощенные, и теперь звездные корабли крошечных человечков — жителей невероятно отдаленной планеты — исследовали новые далекие миры. За несколько месяцев, за несколько лет они могли преодолеть любое расстояние, ибо скорость их ракет равнялась скорости самого бога…»
Рэй Брэдбери «Здесь могут водится тигры»
Что такое «Ойкумена»? – цикл фантастических романов? Подмостки Театра по имени Жизнь? – Нет. В произведениях Олди фантастического – мизер. Нас пленяют декорации галактической сцены, но самой Галактики нет, есть «Земля, раздутая до размеров Вселенной». Да, эта Земля — бескрайняя. Да, её народы – диковинны. Да, на дорогах пошаливают, но это всё та же Земля. И вспоминая фразу, вложенную Лемом в уста Сарториуса «человеку нужен человек», я с уверенностью могу сказать, что главная сцена мира Ойкумены это не Галактика, это он сам — Человек.
А сам Человек – всё тот же, столкнувшись с Неведомым, он сперва делает вид, что ничего не произошло, потом старается уничтожить Неведомое, чтобы сохранить свой привычный мирок и только если это не удаётся, только потом он предпринимает попытки разобраться с тем на что же он натолкнулся. Человека можно наделить телепатией, телекинезом, персональной энергетикой… только вот внутри он всё равно привычный нам, знакомый индивид всю жизнь бегущий по лезвию бритвы своего морального выбора. Апгрейд ни коим образом не сказался на качестве личности самого человека, принципах его взаимодействия в социуме.
Рабство и крепостничество, галеры, бороздящие просторы Вселенной – абсурд, куда более реальный чем картины «продвинутого» социализма имени С. Снегова, «Полдня» Стругацких… Вспоминается знаковая фраза из романа, вышедшего под псевдонимом С. Витицкий «Поиск предназначения, или двадцать седьмая теорема этики»:
«Суть и главная примета нашего времени, сказал Виконт, — естественность неестественного, и даже — противоестественного… Единственный способ иметь дешевую колбасу — делать ее из человечины...»
Вопрос всегда в том, готов ли ты лично этим заняться?
И наряду с этим Человеком в Ойкумене присутствует феномен «антиса». — Как выглядит бог на костылях? Понятия не согласуются в сознании… Но логически получается, что общий эволюционный уровень целой расы может определяться каким-то десятком личностей, сумевших сделать на шаг больше в своей личной эволюции. Где-то на грани этой идеи мне уже слышится «Меморандум Бромберга» из «Волны гасят Ветер».
Да, Олди стоят на плечах гигантов – в их произведениях диалог со Стругацкими, Лемом. Финал «Ангелов Ойкумены» это Мастер, сгоревший до тла и Маргарита, изменившая своему естеству, но глупо искать заимствования… «Ойкумена» – синтез рождённый из того материала, которым являемся мы все — так водород в недрах звезды превращается в гелий и энергию, наполняя светом космический вакуум. Не жалейте о водороде...)
А текст «Ойкумены» — он прекрасен, в нём присутствует какая-то глубинная поэтика. Помните, как у Артура Кларка в романе «Город и Звёзды» звучит фраза, которая задаёт настрой всему тексту, своеобразный ключ – «Как славно смотреть на цветные тени на планетах Вечного Света…»? Эта фраза она остаётся навсегда, даже когда детали сюжета замыливаются памятью.
Так вот в «Ойкумене» есть фраза, стоящая романа:
«Почему листья осенью заранее пахнут дымом?»
Размышление над «Ойкуменой»
Когда вышел первый роман цикла, я пообещал себе написать о том, как мне в нём ощущается… Я же попадаю в текст, живу в нём, а вокруг такое… ;-) Мой поклон Мастерам: Олег Ладыженский и Дмитрий Громов.
«Люди забыли, как выглядит земное Солнце. Их солнечная система была уже обжита, изучена, использована, как и другие, обшаренные вдоль и поперек, выдоенные, укрощенные, и теперь звездные корабли крошечных человечков — жителей невероятно отдаленной планеты — исследовали новые далекие миры. За несколько месяцев, за несколько лет они могли преодолеть любое расстояние, ибо скорость их ракет равнялась скорости самого бога…»
Рэй Брэдбери «Здесь могут водится тигры»
Что такое «Ойкумена»? – цикл фантастических романов? Подмостки Театра по имени Жизнь? – Нет. В произведениях Олди фантастического – мизер. Нас пленяют декорации галактической сцены, но самой Галактики нет, есть «Земля, раздутая до размеров Вселенной». Да, эта Земля — бескрайняя. Да, её народы – диковинны. Да, на дорогах пошаливают, но это всё та же Земля. И вспоминая фразу, вложенную Лемом в уста Сарториуса «человеку нужен человек», я с уверенностью могу сказать, что главная сцена мира Ойкумены это не Галактика, это он сам — Человек.
А сам Человек – всё тот же, столкнувшись с Неведомым, он сперва делает вид, что ничего не произошло, потом старается уничтожить Неведомое, чтобы сохранить свой привычный мирок и только если это не удаётся, только потом он предпринимает попытки разобраться с тем на что же он натолкнулся. Человека можно наделить телепатией, телекинезом, персональной энергетикой… только вот внутри он всё равно привычный нам, знакомый индивид всю жизнь бегущий по лезвию бритвы своего морального выбора. Апгрейд ни коим образом не сказался на качестве личности самого человека, принципах его взаимодействия в социуме.
Рабство и крепостничество, галеры, бороздящие просторы Вселенной – абсурд, куда более реальный чем картины «продвинутого» социализма имени С. Снегова, «Полдня» Стругацких… Вспоминается знаковая фраза из романа, вышедшего под псевдонимом С. Витицкий «Поиск предназначения, или двадцать седьмая теорема этики»:
«Суть и главная примета нашего времени, сказал Виконт, — естественность неестественного, и даже — противоестественного… Единственный способ иметь дешевую колбасу — делать ее из человечины...»
Вопрос всегда в том, готов ли ты лично этим заняться?
И наряду с этим Человеком в Ойкумене присутствует феномен «антиса». — Как выглядит бог на костылях? Понятия не согласуются в сознании… Но логически получается, что общий эволюционный уровень целой расы может определяться каким-то десятком личностей, сумевших сделать на шаг больше в своей личной эволюции. Где-то на грани этой идеи мне уже слышится «Меморандум Бромберга» из «Волны гасят Ветер».
Да, Олди стоят на плечах гигантов – в их произведениях диалог со Стругацкими, Лемом. Финал «Ангелов Ойкумены» это Мастер, сгоревший до тла и Маргарита, изменившая своему естеству, но глупо искать заимствования… «Ойкумена» – синтез рождённый из того материала, которым являемся мы все — так водород в недрах звезды превращается в гелий и энергию, наполняя светом космический вакуум. Не жалейте о водороде...)
А текст «Ойкумены» — он прекрасен, в нём присутствует какая-то глубинная поэтика. Помните, как у Артура Кларка в романе «Город и Звёзды» звучит фраза, которая задаёт настрой всему тексту, своеобразный ключ – «Как славно смотреть на цветные тени на планетах Вечного Света…»? Эта фраза она остаётся навсегда, даже когда детали сюжета замыливаются памятью.
Так вот в «Ойкумене» есть фраза, стоящая романа:
«Почему листья осенью заранее пахнут дымом?»
Комментариев нет