• ,

О завязке

1 фото
image


ПЛЯСКА ЧИНГИЗ-ХАИМА ПЕРЕД ПОРТРЕТОМ МАРЬИ ИВАНОВНЫ ОДНОЩЕКИНОЙ (О ЗАВЯЗКЕ)

 «Рассказ мой начинается, как  начинаются  вообще все  лучшие  русские сказания; был я, признаться, выпивши...» Антон Павлович Чехов, некогда мастер короткого рассказа, а ныне – «великий украинский поэт», знал толк в завязках.
Простое чеховское правило — «НО ВДРУГ» — и у нас готова завязка. Мы получаем противоречие, создаем или выявляем конфликт. Ещё секунду назад некий Чингиз-Хаим, безумный и прекрасный, спокойно стоял перед портретом Марьи Ивановны Однощекиной. «Но вдруг… В рассказах часто встречается это «но вдруг». Авторы правы: жизнь так полна внезапностей!»
            Нельзя не согласиться с Антоном Павловичем. Внезапность – залог успеха. Серьезные авторы берут внезапностью, их произведения всегда получают какой-то отклик, вызывают гнев или радость. Без них литература была бы пресной и серой.
            Но вдруг… Но вдруг Мариванна скривилась, зажмурилась, хватанула ртом воздух и… АПЧХИ! Прямо с картины — на пляшущего Чингиз-Хаима!
Ладно, представим стоящих на стартовой линии персонажей. Если была экспозиция, нам хорошо известно, в каком положении наши герои — кто на нижнем старте, кто на верхнем, а кто только разминается. Если нет, просто ждем пистолетного выстрела…
Ну же… не тяни… стреляй… Наконец — ПАФФ! Побежали… Кого-то убило? Детектив. Не услышали выстрел? Мистика. Побежали на сверхсветовой скорости? Фантастика…
Этот выстрел и есть завязка. Спусковой крючок для развития сюжета. Чем раньше грянет, тем лучше. Чем раньше поднимет пыль Чингиз-Хаим, тем скорее чихнет Мариванна. Вспомним, какой век на дворе? Не девятнадцатый. И даже не двадцатый. Нынешний читатель не осилит экспозицию. Он не будет ждать долго, он закроет страницу ещё до того, как все начнется.
«В роскошно  убранной  гостиной,  на  кушетке,  обитой  темно-фиолетовым бархатом,  сидела  молодая  женщина  лет  двадцати  трех.  Звали  ее  Марьей Ивановной Однощекиной.
— Какое шаблонное, стереотипное начало! — воскликнет читатель. -  Вечно эти господа начинают роскошно убранными гостиными! Читать не хочется!»
            И это в конце девятнадцатого века! А сейчас?
Сейчас читатель предпочитает произведения со стремительной завязкой. Возьмем романы о «попаданцах». Мэри и Гарри Сью, обладающие силой, магическим предметом или современными знаниями, снова и снова попадают в прошлое или альтернативный мир, где им нет равных. Это происходит внезапно, сразу же, в самом начале произведения. Поэтому прием работает на ура, несмотря на затасканность. Почему бы и нам не поступить так же?
Конечно, у нас будут другие завязки. Мы поставим перед героями более интересные задачи. Заинтригуем читателей и самих себя. Отыщем необычное в обычном. Перевернем вверх дном и всё смешаем в доме Облонских. Сделаем не так, как ожидалось. Причем как можно раньше – практически в первом абзаце. Мы ничем не рискуем – в литературе не бывает фальстартов.
Мы не будем брать пример с эпических авторов – Умберто Эко, Гюнтера Грасса, Салмана Рушди, Габриэля Гарсиа Маркеса, Милорада Павича… Они неприкосновенны, они вне критики. Их имена сами по себе являются завязками. А мы пока ещё писатели без имени, наши книги оценивают по первым страницам. Или вообще новички, которых оценивают по первым абзацам. Как же нам быть? Ответ очевиден: играть по литературным правилам, бежать все быстрее и быстрее.
Так где у нас завязка? Правильно – в самом начале.
И напоследок мой личный ТОП литературных произведений с наиболее интересной завязкой:
— Джеймс Баллард «Кокаиновые ночи». Писатель-путешественник летит в Испанию вызволять брата, посаженного в тюрьму за убийство пятерых человек в городке Эстрелья-де-Мар.
Интересен контраст между прекрасным и ужасным — курортной атмосферой и убийством. Дополнительная интрига в том, что брат не отрицает свою виновность. Как же быть главному герою?
— Ромен Гари «Пляска Чингиз-Хаима». Духрасстрелянного в конце войны комика Хаима вселяется в тело своего палача – хауптюденфрессера Шатца.
Интересна борьба противоположностей, немец и еврей, трагическое и комическое. А тем временем комиссару Шатцу нужно расследовать серию убийств в лесу Гайст.
— Глинн Алан «Области тьмы». Неудачник Эдди Спинола пробует таблетку МДТ-48, которая превращает его в ходячий компьютер.
Кто не мечтал о такой таблетке? Интересен контраст между средними способностями и гениальностью. Под вопросом цена таких превращений и последствия.
— Дмитрий Липскеров «40 лет Чанчжоэ». Странное нашествие кур на славный город Чанчжоэ.
При всей абсурдности происходящего писатель не сильно отдаляется от реальности. Куры мало чем отличаются от местных жителей, разве что в хозяйстве полезнее.
— Жан-Кристоф Гранже «Империя волков». Во время медицинского теста Анна Геймз узнает всех – Мэрилин Монро, Бетховена, Джоконду, Мао Цзэдуна – но только не лицо своего мужа.
            Какая-то странная болезнь! Или все подстроено? Может быть, это не её муж? Может быть, Марья Ивановна настоящая? И у неё есть другая щека?
Подтолкнем же нашего Чингиз-Хаима поближе к картине.

1 изображение

  • +1

  • 0

8 комментариев

slysenko
Как создать по-настоящему интересное, качественное произведение? Данная статья раскрывает секреты написания рассказа-новеллы.
Neon
  • Neon
  • 0
Хотя Набоков против сюжетных выкрутасов, только форма притягивает читателя. Не уверен что читатель так легко интригуется, все сюжеты давно написаны…
slysenko
Набоков не против сюжетных выкрутасов. Он говорил, что важно, КАК написано. Но это не значит, что не важен сюжет. Представьте «Лолиту», «Защиту Лужина», «Дар» или «Король, Даму, Валет» без сюжета. Даже «Приглашение на казнь» при авангардной форме. Там все крепко сбито, правильно с точки зрения композиции и развития конфликта. Конечно, гармония формы и содержания. Поэтому эти вещи столь популярны.
А по поводу базовых сюжетов — вот, вам будет интересно:: ld-magazine.ru/index.php/masterskaya-i-margaritskaya/439-avariya-zolushki-i-raspyatie-troyanskogo-konya-o-bazovykh-syuzhetakh
slysenko
Специально для вас выложил здесь: russolit.ru/176.html
Neon
Точно не помню, но Набоков писал, что сюжетная линия не создаст устойчивого интереса, она довольно быстро становится ясна и если ставка только на это, то  становится скучно. Вы верно отметили про гармонию формы и содержания — это вопрос таланта, самый сложный вопрос. Про вечные сюжеты — понятно, хотя это столь протосюжеты, что в принципе становятся важнее их конкретные развития. Хотя надо помнить, что есть литература «потока сознания», в духе Джойса или «Тропика Рака» когда сюжет почти не виден…
slysenko
Набоков часто лукавил:) У него потрясающая глубина и неожиданные сюжетные повороты. Без этого получились бы «Поминки по Финнегану» или «Фердидурке». Вы согласны, что «Тропику Рака» не помешала бы пара-тройка сюжетных выкрутасов? Не знаю, как вам, а мне было адски скучно читать.
Читать Джойса — это вообще тяжкий труд, надо давать орден прочитавшим Улисса:)))
Я раньше тоже увлекался одной формой, написал 100500 рассказов и повестей, которые никто не читал. Но мне было интересно. Теперь уже и мне неинтересно.
Кстати, по поводу одного мяса — также успел выложить:  russolit.ru/175.html
Комментарий отредактирован:
Neon
Да, лукавил, это верно. Скорее он хотел заметить, что увлечение сюжетными выкрутасами само по себе литературы не даст. Хотя я лично ценю бессюжетность «Тропика Рака»  именно такая «бесформенность» сближает автора и читателя, кажется ты становишся «головой» героя. По сути это очень сложный прием. Там важна ритмика, разбивка на абзацы, смены тем, образных рядов — все это сближает с поэзией. В чем сюжет бунинского «Суходола» — исчезающе ничтожен, но поди вот напиши так :))))))
slysenko
Просто вы любитель:) /Хотя, если честно, часто ли подобные вещи читаете?/
Но, по мне, лучше как в «Даре» Набокова — и нашим, и вашим, местами сюр, местами кондовый реализм, есть даже детективное расследование — в прошлом, по следам Чернышевского. Многогранно, но очень гармонично.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.