Чайна Мьевиль: "Рельсы"
Эти рельсы тебе, эти шпалы тебе
Эти рельсы длиною в полмира
Ты yедешь по ним на планетy Тибет
И слyчайно проедешь мимо...
(«Зимовье зверей»; вместо эпиграфа)
Уже некоторое время собирались написать о романе Чайны Мьевиля «Рельсы» («Railsea») — а тут и повод подоспел: по «Итогам года» от журнала «Мир фантастики» эта книга была признана «Лучшей детско-юношеской фантастикой 2015-го года». На наш взгляд, награда вполне заслуженная. И с номинацией в «Мире фантастики» отнюдь не ошиблись.
Да, когда мы говорим о Чайне Мьевиле, мы чаще вспоминаем о безумном буйстве фантазии в экзотическом, мрачно-брутальном мире «Нью-Кробюзонского цикла» («Вокзал потерянных снов», «Шрам», «Железный Совет»). Или можем вспомнить сложнейшие психоделические хитросплетения логики, психологии и физиологии, мышления и речи, где все взаимосвязано и взаимозависимо, и изменение одного влечет за собой изменения во всем остальном («Посольский Город»).
Но «Рельсы» — они совсем не такие. Юношеская приключенческая фантастика в чистом виде… но при этом — в исполнении неподражаемого Чайны Мьевиля!
Путешествия? Приключения? Дух поиска, дальних странствий и еще не открытых земель; чудес, что ждут тебя впереди? Сколько угодно! Погоня за сокровищами? Обязательно! А где сокровища, там и злобные коварные пираты — куда ж без них? Но найдутся, найдутся верные друзья, которые выручат тебя из беды — без друзей тем более никак невозможно! Погони и похищения, интрига, лихо закрученный сюжет? Да да, и тысячу раз да! Тайны? Загадочные артефакты? Неизведанные просторы Рельсоморья, кишащие жуткими чудовищами? Всенепременно! Ах, Вы не знаете, что такое Рельсоморье? А вот догадайтесь! Мы добрые, мы даже подсказки дадим.
Итак, подсказки:
Надеемся, все помнят «Волшебника Земноморья» Урсулы ле Гуин? Вот и Чайна Мьевиль на своих читателей очень надеется. Намекает, подсказывает: Земноморье — Рельсоморье, ничего не напоминает?
Аллюзий, параллелей, намеков, скрытых и явных цитат в этой книге Мьевиля более, чем достаточно. Разумеется, никак нельзя тут не упомянуть о Германе Мелвилле с его «Моби Диком» — эта аллюзия тут, пожалуй, самая явная и монументальная. Но кроме нее весьма порадовали узнаваемые намеки на «Пикник на обочине» Аркадия и Бориса Страгацких. Да-да, «Пикник...» Мьевиль однозначно читал, о чем недвусмысленно свидетельствует не только мелькающий в тексте любопытный артефакт, не только один эффектный сюжетный ход, которому мы мысленно поаплодировали но и… само Рельсоморье!
А как же Урсула ле Гуин? — спрОсите Вы.
И Урсула тоже. Ее Земноморье, «Остров Сокровищ» Роберта Льюиса Стивенсона, «Пикник на обочине» Стругацких, «Моби Дик» Германа Мелвилла (стати, с Чайной Мьевилем они почти однофамильцы) — и много кто и что еще.
Аллюзии, ассоциации, цитаты… — а что же тут свое? — может возникнуть законный вопрос. Отвечаем: своего тут — вагон и маленькая тележка! Это надо быть Чайной Мьевилем, чтобы из столь пестрого набора ингредиентов изготовить наваристый и цельный приключенческий роман, где ни одна деталь не выглядит чужеродной, а текст читается «навылет», ибо оторваться просто невозможно!
… Ну и, разумеется, юный герой с жаждой приключений и шилом в заднице — как мы могли забыть про героя? Без него ведь вообще бы ничего не было. А так — есть. Есть отличный фантастико-приключенческий роман, читая который вновь окунаешься в незабвенную атмосферу «Острова Сокровищ» и «Пятнадцатилетнего капитана», в атмосферу романтики и приключений, и с замиранием сердца ждешь, что откроется тебе и героям за горизонтом — вот сейчас, сейчас, только перевернуть еще одну страницу — и...
Ну что ж? — вперед, в плавание, по бескрайним рельсам нового романа Чайны Мьевиля!
Потому что:
Эти рельсы тебе, эти шпалы тебе...
Эти рельсы длиною в полмира
Ты yедешь по ним на планетy Тибет
И слyчайно проедешь мимо...
(«Зимовье зверей»; вместо эпиграфа)
Уже некоторое время собирались написать о романе Чайны Мьевиля «Рельсы» («Railsea») — а тут и повод подоспел: по «Итогам года» от журнала «Мир фантастики» эта книга была признана «Лучшей детско-юношеской фантастикой 2015-го года». На наш взгляд, награда вполне заслуженная. И с номинацией в «Мире фантастики» отнюдь не ошиблись.
Да, когда мы говорим о Чайне Мьевиле, мы чаще вспоминаем о безумном буйстве фантазии в экзотическом, мрачно-брутальном мире «Нью-Кробюзонского цикла» («Вокзал потерянных снов», «Шрам», «Железный Совет»). Или можем вспомнить сложнейшие психоделические хитросплетения логики, психологии и физиологии, мышления и речи, где все взаимосвязано и взаимозависимо, и изменение одного влечет за собой изменения во всем остальном («Посольский Город»).
Но «Рельсы» — они совсем не такие. Юношеская приключенческая фантастика в чистом виде… но при этом — в исполнении неподражаемого Чайны Мьевиля!
Путешествия? Приключения? Дух поиска, дальних странствий и еще не открытых земель; чудес, что ждут тебя впереди? Сколько угодно! Погоня за сокровищами? Обязательно! А где сокровища, там и злобные коварные пираты — куда ж без них? Но найдутся, найдутся верные друзья, которые выручат тебя из беды — без друзей тем более никак невозможно! Погони и похищения, интрига, лихо закрученный сюжет? Да да, и тысячу раз да! Тайны? Загадочные артефакты? Неизведанные просторы Рельсоморья, кишащие жуткими чудовищами? Всенепременно! Ах, Вы не знаете, что такое Рельсоморье? А вот догадайтесь! Мы добрые, мы даже подсказки дадим.
Итак, подсказки:
Надеемся, все помнят «Волшебника Земноморья» Урсулы ле Гуин? Вот и Чайна Мьевиль на своих читателей очень надеется. Намекает, подсказывает: Земноморье — Рельсоморье, ничего не напоминает?
Аллюзий, параллелей, намеков, скрытых и явных цитат в этой книге Мьевиля более, чем достаточно. Разумеется, никак нельзя тут не упомянуть о Германе Мелвилле с его «Моби Диком» — эта аллюзия тут, пожалуй, самая явная и монументальная. Но кроме нее весьма порадовали узнаваемые намеки на «Пикник на обочине» Аркадия и Бориса Страгацких. Да-да, «Пикник...» Мьевиль однозначно читал, о чем недвусмысленно свидетельствует не только мелькающий в тексте любопытный артефакт, не только один эффектный сюжетный ход, которому мы мысленно поаплодировали но и… само Рельсоморье!
А как же Урсула ле Гуин? — спрОсите Вы.
И Урсула тоже. Ее Земноморье, «Остров Сокровищ» Роберта Льюиса Стивенсона, «Пикник на обочине» Стругацких, «Моби Дик» Германа Мелвилла (стати, с Чайной Мьевилем они почти однофамильцы) — и много кто и что еще.
Аллюзии, ассоциации, цитаты… — а что же тут свое? — может возникнуть законный вопрос. Отвечаем: своего тут — вагон и маленькая тележка! Это надо быть Чайной Мьевилем, чтобы из столь пестрого набора ингредиентов изготовить наваристый и цельный приключенческий роман, где ни одна деталь не выглядит чужеродной, а текст читается «навылет», ибо оторваться просто невозможно!
… Ну и, разумеется, юный герой с жаждой приключений и шилом в заднице — как мы могли забыть про героя? Без него ведь вообще бы ничего не было. А так — есть. Есть отличный фантастико-приключенческий роман, читая который вновь окунаешься в незабвенную атмосферу «Острова Сокровищ» и «Пятнадцатилетнего капитана», в атмосферу романтики и приключений, и с замиранием сердца ждешь, что откроется тебе и героям за горизонтом — вот сейчас, сейчас, только перевернуть еще одну страницу — и...
Ну что ж? — вперед, в плавание, по бескрайним рельсам нового романа Чайны Мьевиля!
Потому что:
Эти рельсы тебе, эти шпалы тебе...
Комментариев нет