Писательское ремесло и мастерство
Вот слушаешь, к примеру, пианиста — и понимаешь, что звукоизвлечение у него скверное, ритм он не держит, левая рука забивает правую, дважды сфальшивил в пассаже, легато дерганое, педаль запаздывает, триоли скомканы… И все это объективные моменты техники, на тонкую личность не спишешь.
Думаете, в литературе иначе? А нам все твердят: пишем, как дышим, научить писать нельзя, нет объективных критериев у истинного мастерства и природного гения!
Мастерство? Без ремесла?! Нет, не видели.
Думаете, в литературе иначе? А нам все твердят: пишем, как дышим, научить писать нельзя, нет объективных критериев у истинного мастерства и природного гения!
Мастерство? Без ремесла?! Нет, не видели.
20 комментариев
Часто это не совпадает.
Можно дерзко спросить, вот у вас сколько написано на чистом таланте, драйве, а сколько на ремесле, на знании конъюктуры?
На чистом таланте и драйве, как и на чистом ремесле — пожалуй, тоже ничего. Ну, где-то было больше азарта и меньше продумывания, где-то — больше кропотливой работы. Но так чтоб на одном таланте / драйве или на одном ремесле — такого и не припомним. Да, если нет азарта / драйва, за роман (повесть, рассказ) лучше вообще не браться. Но и на чистом драйве и таланте (сколько уж там его есть) тоже далеко не уедешь. На небольшой рассказ, может, и хватит — и то потом рассказ надо как следует доработать и не один раз вычитать / отредактировать. А уж роман без долгой кропотливой работы никак не напишешь. Но при этом «огонек» все равно должен гореть, пусть и не полыхая пионерским костром. Без него — тоже никак.
Вот почти истина. На голом таланте не уедешь. Можно сверкнуть. Дадут «П», в смысле премию, а не положенной...
Это я к тому, то первый роман примут сырым, за хорошие идеи. Но далее надо писать по внятным прописям. То есть грамотно, литературно.
А «по прописям» — это к школьникам. Вот грамотно и литературно — это да. Но кроме грамотности и литературности у писателя должно быть свое узнаваемое литературное «лицо», единственное и неповторимое — если он, конечно, писатель, а не так, погулять вышел. :-) Какие уж тут прописи…
По-моему, спорно. Вот для себя записи делаю быстро, как бы стенографически. А вот выписываю, вычитываю уже для читателя. Этим я пытаюсь донести свои мысли.
Естественно, всегда приму замечания, пожелания журнала, всяческие (уместные) правки издателя\редактора.
Конечно, есть Авторы — перфекционисты. Но это редкость. Кстати, это не факт, что они — мастера или таланты. По-моему, немало среди них и графоманов. :)
Тут намекается, мол, можно красиво на свой вкус написать, красиво издать, на хорошей бумаге, то есть полный фарш — опять же по мнению сочинителя. Но вот беда — читателю не нравится, причем многое. Герои какие-то правильные, мораль слишком уж ладная, бумага слишком белая… Автору не стыдно, а читателю — не нравится. Ему вредному хочется шершавого языка улицы, героев со сложной судьбой, с печальным финалом. Или наоборот — в романе все убогие, а читатель видит в коллизиях позитив, в том смысле — ему хочется правильности. Вот и сделай в такой ситуации лучше. А что лучше?
Что же до содержания и манеры подачи, авторского стиля — то тут, на наш взгляд, следует ориентироваться только на себя. На свое вИдение данной конкретной книги, на то художественное решение, которое подходит именно для нее. В любом случае, кому-то понравится, кому-то не понравится, кто-то останется равнодушным, кто-то вообще читать не станет — как и что ни напиши. Но писать все равно следует настолько хорошо, насколько можешь. Выкладываться. А потом максимально доводить текст до ума. Иначе — стыдно.
Если же ориентироваться на читателя — выйдет как в известной басне «Слон-живописец». ;-)
«Будьте сами себе светильниками, на себя полагайтесь, на других не полагайтесь.» © Будда.
Ориентироваться на читателя — надо, потакать ему — не стоит.
Вот с Буддой я согласен. Писатель должен быть светильником разума. Но только светильники бывают разные — это и свеча, и факел из сердца, как у Данко, и люминисцентная лампа для офиса. Истинный мастер (ремесленник-профи) понимает эти отличия.
Ориентироваться на читателя? Зачем? Ну, разве что на читателя в самом себе. На этого можно, и то с оглядкой. На остальных — противопоказано (для литературы, не для коммерции). Мы, например, никогда не ориентировались. «Что мы делаем не так?» © анекдот. :-)
Всякий истинный мастер является ремесленником-профи. Но далеко не всякий ремесленник-профи является истинным мастером. А отличия, таки да, стоит понимать. Это полезно. А делать все равно по-своему. :-)
Что же до Стивена Кинга, то он, может, и не самый великий мастер, но мастер — однозначно. А прислушивается ли он к мнениям читателей — не знаем. А гадать не хотим.
**
В глобальном смысле — верно. Тут надо понимать: Писатель — властитель дум. Он даёт читателям идеи, некие знания и решения.
Как там в старом кино: можешь не писать, не пиши. Нечего сказать, сиди и молчи в тряпочку.
Порой на литсайтах читаешь: мол, я талант, отличный рассказчик, мне бы романы писать. Вот хочу, только не знаю — про что и зачем… :)!
Чаще всего это пустые разговоры. Но иногда такому вот таланту банально не хватает другого таланта (соавтора) — генератора идей.
Вот профессиональный литератор — дело, занятие несколько иное. Для такого мастера слова написание романов, книг — ремесло, которое кормит. Тут уж нельзя не оценивать запросы аудитории, потенциальных читателей-покупателей. Однако у талантливого литератора бизнес идет успешнее, если, конечно, он не примеряет тогу мессии. :) Хотя гению и это позволительно. По-моему...
Что ни говори — обсуждение душевное получилось.
Спасибо оппонетам! Всем настроения, просветления и удач!
Взаимно — хорошего настроения, удачи, вдохновения и всего наилучшего!
Нормально, даже супер!
Значит можете себе такое позволить! :)
Эх, как вам многие завидуют.
Я лично только на згу. :)!
И, просим прощения, что такое «на згу»? «Назгул»? ;-)
Иными словами — завидую, но не очень заметно. Чуть-чуть.
Удачи и всего наилучшего!