Необходимое зло

Зло «господствует» на Земле потому лишь, что добро обычно не замечают. Люди интересуются больше злом, чем добром, находя его, часто бессознательно для себя, более значимым для выживания. Но так ли это? Не есть ли зло — лишь отсутствие необходимого для жизни добра? Отсутствие привычного сразу заметно, а когда оно есть, его не замечаешь. Добро — привычный и необходимый для жизни порядок вещей; зло — нарушение этого порядка. Преодоление зла — путь к добру, восстановлению нормальных условий существования.
Но есть и другой путь — приспособления к злу. Организм привыкает, приспосабливается к новым, первоначально для него опасным условиям, и потом, иногда, уже даже не может без этих условий существовать. Тогда исходное зло становится вдруг добром, а отсутствие этого зла — злом. В приспособлении к злу, преодолении зла, ограничении и контролируемом использовании его на благо человека — путь развития, расширение диапазонов среды (все более сложная среда), пригодных и необходимых для существования все более сложных структур.
 
Второю причиною кажущегося господства зла является тот факт, что каждый мысленно собирает и примеряет зло, распределенное между всеми, на себя одного. На самом деле, относительно среднего человека, зла гораздо меньше добра, добро превалирует и стратегически побеждает. Это очевидно, потому хотя бы, что большинство людей доживает до старости и умирает более-менее естественной смертью.
Самые добропорядочные и благополучные люди в разговорах, книгах и фильмах между темами зла и добра предпочитают темы о зле, потому что касание зла волнует гораздо больше любого добра. Ощущение опасности по силе и остроте ни с чем не сравнимо. И это понятно, потому что в организме задействованы все резервы. Оно ни с чем не сравнимо по наслаждению. Мы наслаждаемся, когда органы наши работают, и именно теми органами, которые находятся в работающем состоянии. Конечно, далеко не все желают испытать зло в реальности, но даже последний трус и лентяй вряд ли откажет себе в удовольствии испытать его понарошку, как играющее на нервах, но безопасное зрелище или чтиво.
И все же грустно, когда никто или почти никто не хочет (не может?) замечать многочисленные примеры добра; но каждый выискивает зло, чтобы обратить на него внимание всех, отчего создается ложное впечатление, что мы живем среди максимы зла.
Зло — это тренинг. Чем изощреннее, разнообразнее зло, тем в лучшей физической и духовной форме находится человек. Конечно, если зло не переступает грань максимальных потенциальных возможностей человечества или конкретно данного общества, иначе — упадок, смерть. Тогда зло не бодрит, не развивает, но высасывает в борьбе с ним все силы, или сразу бьет наповал.
Зло мобилизует. В наиболее экстремальных ситуациях люди раскрывают те возможности, которых никто даже не подозревал в них. Недаром в переломные времена, смуты и революции появляется так много гениев.
Зло остается в памяти, так как оно всегда вызывает сильные ощущения; добро же почти всегда дает ощущения слабые или же даже несет с собой полное отсутствие ощущений, потому оно запоминается много реже. Нет, конечно, запоминается и добро. Но… Лишь потому что, линия жизни нашей отклонена от идеальной прямой оптимальных условий существования, и добро — праздник. И запоминаем мы лишь необыкновенные для нас праздники, а праздник всей нашей жизни многие принимают за «серые будни», «насмешку», «цепь невыносимых страданий, физических и духовных»… Надо ли объяснять, насколько это не отвечает действительному положению дел, что это – неправильное субъективное восприятие ленивого, недоразвитого сознания?
Утрируя, можно даже сказать, что абсолютное отсутствие зла, идеальные для человека условия — это полное отсутствие раздражителей, а значит, и ощущений. Нечто типа нирваны. Именно поэтому все впечатления от добра, если они уж не слишком редки, сливаются у человека в одно. Для многих, увы, все добрые дела скучны и похожи одно на другое. А зло для человека невдумчивого — почти всегда оригинально. Но это не потому, что объективно оно более разнообразное, но потому, что сильнее его воздействие и от этого виднее нюансы. Что будет, если для человечества и для каждого человека исчезнет зло в том смысле, в каком мы все его понимаем? Ведь люди трактуют зло, как зло относительно них. Другое понимание зла и добра, увы, пока редко встречается. Ответ очевиден: человечество быстро выродится.
Наверное, поэтому, когда нет внешнего по отношению к человечеству зла, люди сами его изобретают и производят, как будто специально усердствуя в обманах и убийствах друг друга.
В этом, возможно, проявляется объективная необходимость и неизбежность зла вообще в мире и среди человечества в частности. Здесь, видимо, срабатывает внутренне присущий сложным формам материи закон самосохранения за счет поддержания активной своей составляющей в надлежащей «спортивной форме».
Полное отсутствие зла означает отсутствие необходимости борьбы за существование. И не только в крайней форме войны, но и как конкуренции в идеях, экономике, искусстве и прочем.
Без зла, очевидно, невозможно существование ни человечества, ни природы, ни жизни. Т.е. полное отсутствие зла, может быть, — наибольшее зло.
Так правильно ли наше понимание зла? Что, если зло, как мы его понимаем, не зло для нас, но добро — добро в глобальном, стратегическом смысле? Верна ли вообще наша точка отсчета добра и зла, когда мы в центр Вселенной ставим себя, человека и человечество?
 
  • 0

  • 0

Комментариев нет

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.