О свободе

Государственная власть, установленные правила жизни, общее состояние экономики — все это, как погода, которая может быть плохою или хорошей. На нее практически невозможно влиять. Но ее нельзя не учитывать. Однако разве свобода человека ассоциируется с тем, какая сегодня погода на улице?
Если зима и холодно, мы — «совершенно свободно» – надеваем пальто, включаем отопление; когда жарко — мы раздеваемся.
Погода, действующая власть, экономика, устройство атома – это некоторые из бесчисленного количества необходимостей, среди которых каждое «я» строит свободу свою. Для того чтобы суметь изобрести и предложить новые необходимости.
 
В компьютере детали расположены не свободно (не случайно), но необходимо, таким образом, чтобы имелись условия его работы — новых возможностей материи проявить себя. Умение пользоваться компьютером открывает новые горизонты свободы деятельности и творчества. Но эта свобода зависит не только от умения работать на нем человека, но и от наличия самого компьютера. Если человек не имеет возможности купить компьютер, результат умения — только то, что несвобода его увеличивается. Если человек разобьет молотком свой компьютер, он освободится от него; и это – проявление освобождения духа от власти конкретной вещи, от наличия определенного материального окружения. Однако тем самым он лишает себя тех возможностей, которые компьютер предоставляет в проявлении способностей личности.
Так что есть свобода, как не ограничение разумом стихийных желаний случайного, ради целенаправленного совершения все более сложной деятельности во все более сложной среде?
 
Свободен тот, кто не ищет власти, вступающей в противоречие со своими объектами, ни над другими, ни над собою и естественно проявляет то, что подсказывают ему разум и сердце.
 
Общество может ограничивать человека. Но никто не может сделать человека свободным, кроме него самого.
 
Никто разумный никогда не считал свободным себя в полной мере. Свобода — светоч, стремясь к которому, все время видим его в удалении. На высших ступенях развития она становится все желаннее, но отодвигается еще далее. Хотя кажется в размерах своих неизменной. Свобода — вечно растущий и все удаляющийся идеал.
 
Свободный человек свободен, прежде всего, от иллюзий.
 
Разве свобода в том, чтобы владеть всем и всеми? Она в том, чтобы распоряжаться собою, достигая необходимого среди сущих и создаваемых нами, новых необходимостей.
 
Никогда не обретет желанного несвободный. Свободный имеет все. Освободимся от желания чужой несвободы, и мы станем свободными!
 
По-настоящему свободным можно быть только в мире, где ограничения соразмерны друг с другом и с нашими собственными возможностями.
 
Нет границ даже и у камней. Придумывает их человек. Только конечный разум видит границы. Но если одни охраняют их, другие их назначают, а третьи — перешагивают через любые границы!..
 
Насколько можем мы быть свободными в рамках того, что понятно нам? Вот корень вопроса!
 
От осознания необходимости самоограничений, невозможности реализации всего мыслимого происходит бесконечная человеческая тоска. Пример — полет птицы, который можно себе мыслить, но нельзя в полной мере реализовать.
 
Свобода — это не отсутствие желаний, но минимизация зависимости от чужих мнений.
 
Свобода и ложь несовместимы. Ложь — явленная зависимость от другого.
 
Нет таких ситуаций, в которых нельзя сделать еще хоть что-нибудь. Кто знает все собственные возможности? Самым большим ограничением «я» является не внешний к нам мир, но внутренний.
Разорвем цепи свои — и станем свободными. Тогда мы найдем возможности новые, неведомые нам раньше. И то, что казалось препятствием неодолимым, окажется пугалом для ребенка, стеной из бумаги, тонкою лужей воды, которую можно перейти, не промочив даже сандалий...
 
Все объединяет собою и притягивает всех «я», достигшее наивысшей свободы!
  • 0

  • 0

Комментариев нет

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.