Знание и умение

Может быть, важно не знать, а мочь? Знание и умение — отнюдь не одно и то же. Можно уметь и не знать «как». А можно знать многое — думать, что знаешь, — и не мочь ничего.
Возрастание наших знаний относительно и условно — как конечное можно сравнивать с бесконечным? Достоверность их ограничивается избирательным нашим опытом, происходящим в рамках необходимого. Кто скажет, как много мы знаем на самом деле, каждый человек в отдельности и все человечество? — Мудрецы говорят: почти ничего. Может быть, и не суть в этом знании? Кто помнит о тех, кто знал много? В истории остаются те, кто что-то необыкновенное смог, оставил свой след.
Не является ли история мира, природы, цивилизации не накоплением знания, как привыкли мы думать, а совершенствованием умения? Это совсем другой взгляд. Кто может отрицать нарастание умения природы, а потом человека в течение эволюции?
То же можно предположить и по отношению к неживой материи во Вселенной до появления жизни. Может быть, развитие заключается в возрастании умения у материи самоорганизовываться во все более сложные и оптимальные структуры? Самоорганизовываясь, знает ли материя, как она это делает?
Что в новых знаниях, которые каждый раз, по прошествии некоторого времени, оказываются лишь очередным заблуждением? Не знать важно, а мочь. «Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь.» На это отвечу я: лишь умение никогда не доставляет разочарования человеку! Потому что, чем больше мы узнаем, тем все более понимаем, как мало известно нам. И, наоборот, новое умение, приобретенный навык, открывшаяся способность что-либо мочь приносят пользу, доставляют удовольствие человеку, даже без знания «как».
 
Конечно же, это не означает, что знания бесполезны. Всему свое место. Умения первичны, знания же вторичны. Они развились как продолжение умений, на базе их, как новый их уровень, необходимый банк данных. Невозможно каждому перепробовать все умения натурально и уметь все. Но каждый может, просмотрев знания, научиться выбранному умению. Важно не отрывать одно от другого.
 
Одни верят в то, что они узнают сами, и ищут узнать еще; другие же знают лишь то, во что учат их верить, и знать не хотят ничего больше. Сколь много последних!
  • 0

  • 0

Комментариев нет

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.