"Сильные" Г. Л. Олди -- рецензия в журнале "Мир фантастики" и фрагмент романа
Журнал «Мир фантастики» опубликовал фрагмент романа Г. Л. Олди «Сильные» (пролог первой части):
Там же по ссылке — рецензия А. Королёвой на первую книгу романа.
Внимание спойлерофобам: рецензия содержит кое-какие спойлеры! Впрочем, они могут оказаться с подвохом, но для этого надо прочитать роман.
Но кто не боится спойлеров — читайте дальше. Приводим тут рецензию полностью:
Генри Лайон Олди «Сильные. Пленник железной горы» Начало романа
Опубликовано: 10.07.2016
http://www.mirf.ru/stories/henry-lion-oldie-silnye-plennik-zheleznoy-gory-prolog
Начало нового цикла Генри Лайона Олди — мифологическое технофэнтези по мотивам якутского народного эпоса.
Роман
Жанр: мифологическое технофэнтези
Художник: С. Шикин
Издательства: «Азбука», «Азбука-Аттикус», 2016
Серия: «Азбука-Фэнтези»
448 стр., 5000 экз.
«Сильные», часть 1
Похоже на:
Роджер Желязны «Князь Света»
Йен Макдональд «Река богов»
Возвращение Генри Лайона Олди на мифологическую стезю, некогда прославившую соавторов (кто не помнит «Чёрного Баламута», «Герой должен быть один», «Одиссея, сына Лаэрта» или «Нопэрапон»?), — событие космического масштаба. И радость от этого события хоть и ненадолго, но затмевает осознание: на этот раз Олди написали не миф, не «антимиф» и даже не фэнтези.
Густой и плотный, насыщенный экзотическими бытовыми деталями и диковинными именами текст, в который входишь, как в тёмный лес из детских сказок, на поверку оказывается не тем, чем кажется. Не пересказом якутского эпоса «Нюргун Боотур Стремительный» для современного читателя, к велеречивости не привыкшего. И не выворачиванием этого эпоса наизнанку, как авторский дуэт некогда поступил с «Махабхаратой». Это совсем другая история, о которой соавторы довольно открыто говорили в интервью, вводя читателей в недоумение: «Этот роман, выражаясь фигурально, стоит на двух ногах. Первая — якутский эпос “Нюргун Боотур Стремительный”… Вторая опора — теория академика Николая Козырева. Она гласит, что время — величина, имеющая направление и энергию. Время переносит энергию со скоростью большей, чем скорость света, оно может вмешиваться в события, изменяя степень их энергетичности».
Авторы избрали верную стратегию для того, чтобы удивить читателя: они заставляют нас удивляться вместе с героем-рассказчиком, юным Юрюном Уоланом, который с детства не знал иного мира, кроме своей деревни. Правда, эта деревня находится в Верхнем мире, а сам Юрюн растёт в семье «светлого айыы», то есть бога, точнее, духа-прародителя. Для Юрюна нормально, что его отец может диктовать волю Закона людям в Среднем мире, что он сам — будущий боотур (это слово не случайно созвучно с русским «богатырь»), что его старший брат Мюльдюн — уже состоявшийся могучий боотур, а сестра — шаманка… И даже подозрительно знакомый читателю камелёк на кухне, который сам готовит еду, мигая огоньками, для Юрюна тоже в порядке вещей. «А что? Обычное дело», — присказка, которую часто повторяет главный герой. Для него это маркёр отношения к миру. А для авторов — способ усыпить читателя, который далеко не сразу начнёт подозревать, что мир (точнее, три мира — Верхний, Нижний и Средний, связанные земной осью) устроен совсем не так «обычно», как кажется доверчивому Юрюну…
В этот раз Олди написали не миф, не «антимиф» и даже не фэнтези
Вообще к «боотурам» Олди неласковы. Сама концепция сверхсильных существ, которые могут всё, а им за это ничего не бывает, вызывает у авторского дуэта закономерный скепсис. Помнится, они ещё несколько лет назад говорили о задумке романа о древнерусских богатырях, которые по сути не супергерои, а инвалиды, и им крайне сложно жить среди людей… Русские былины сменились на якутский эпос, но концепция осталась прежней. Боотуры в своей боевой форме (они её называют «расширением») превращаются в младенцев с набором примитивных чувств и реакций, они способны только бить и крушить, а мир для них делится на «плохих» и «хороших». Только железная сила воли может удерживать их от превращения в таких чудовищ при каждой вспышке гнева. В этом — главная победа человека над боотуром и повод поразмыслить о том, что же такое настоящая сила. И это правильно, ведь о чём бы ни писали Олди, в первую очередь они пишут о людях, о нас с вами. И «Сильные», к счастью, не исключение.
Итоги: начало нового увлекательного неомифологического цикла, в котором пока больше загадок, чем разгадок.
Время и зеркала
Теория физического времени академика Николая Козырева, на которой базируется научно-фантастическая сторона мироздания «Сильных», носит название «Причинная механика». На самом деле она была отвергнута научным сообществом уже при своём появлении в середине ХХ века, а впоследствии — ещё до конца столетия — опровергнута и экспериментально. В истории науки она осталась как красивый курьёз, а «зеркало Козырева» (алюминиевый цилиндр, якобы способный отражать и фокусировать «потоки времени») — как легенда наподобие «Филадельфийского эксперимента».
Александра Королёва
Там же по ссылке — рецензия А. Королёвой на первую книгу романа.
Внимание спойлерофобам: рецензия содержит кое-какие спойлеры! Впрочем, они могут оказаться с подвохом, но для этого надо прочитать роман.
Но кто не боится спойлеров — читайте дальше. Приводим тут рецензию полностью:
Генри Лайон Олди «Сильные. Пленник железной горы» Начало романа
Опубликовано: 10.07.2016
http://www.mirf.ru/stories/henry-lion-oldie-silnye-plennik-zheleznoy-gory-prolog
Начало нового цикла Генри Лайона Олди — мифологическое технофэнтези по мотивам якутского народного эпоса.
Роман
Жанр: мифологическое технофэнтези
Художник: С. Шикин
Издательства: «Азбука», «Азбука-Аттикус», 2016
Серия: «Азбука-Фэнтези»
448 стр., 5000 экз.
«Сильные», часть 1
Похоже на:
Роджер Желязны «Князь Света»
Йен Макдональд «Река богов»
Возвращение Генри Лайона Олди на мифологическую стезю, некогда прославившую соавторов (кто не помнит «Чёрного Баламута», «Герой должен быть один», «Одиссея, сына Лаэрта» или «Нопэрапон»?), — событие космического масштаба. И радость от этого события хоть и ненадолго, но затмевает осознание: на этот раз Олди написали не миф, не «антимиф» и даже не фэнтези.
Густой и плотный, насыщенный экзотическими бытовыми деталями и диковинными именами текст, в который входишь, как в тёмный лес из детских сказок, на поверку оказывается не тем, чем кажется. Не пересказом якутского эпоса «Нюргун Боотур Стремительный» для современного читателя, к велеречивости не привыкшего. И не выворачиванием этого эпоса наизнанку, как авторский дуэт некогда поступил с «Махабхаратой». Это совсем другая история, о которой соавторы довольно открыто говорили в интервью, вводя читателей в недоумение: «Этот роман, выражаясь фигурально, стоит на двух ногах. Первая — якутский эпос “Нюргун Боотур Стремительный”… Вторая опора — теория академика Николая Козырева. Она гласит, что время — величина, имеющая направление и энергию. Время переносит энергию со скоростью большей, чем скорость света, оно может вмешиваться в события, изменяя степень их энергетичности».
Авторы избрали верную стратегию для того, чтобы удивить читателя: они заставляют нас удивляться вместе с героем-рассказчиком, юным Юрюном Уоланом, который с детства не знал иного мира, кроме своей деревни. Правда, эта деревня находится в Верхнем мире, а сам Юрюн растёт в семье «светлого айыы», то есть бога, точнее, духа-прародителя. Для Юрюна нормально, что его отец может диктовать волю Закона людям в Среднем мире, что он сам — будущий боотур (это слово не случайно созвучно с русским «богатырь»), что его старший брат Мюльдюн — уже состоявшийся могучий боотур, а сестра — шаманка… И даже подозрительно знакомый читателю камелёк на кухне, который сам готовит еду, мигая огоньками, для Юрюна тоже в порядке вещей. «А что? Обычное дело», — присказка, которую часто повторяет главный герой. Для него это маркёр отношения к миру. А для авторов — способ усыпить читателя, который далеко не сразу начнёт подозревать, что мир (точнее, три мира — Верхний, Нижний и Средний, связанные земной осью) устроен совсем не так «обычно», как кажется доверчивому Юрюну…
Плохой, хороший, убью, не убью. Вот и весь боотур. Не в коня корм, не в мозги наука. Сила есть, ума не надо — мы и не подозревали, что это максима, доминанта, а не просто фигура речи!К счастью, «обычным делом» для Юрюна, ставшего после жуткой «перековки» в волшебной Кузне настоящим боотуром, оказывается не только мироустройство, но и кое-какие простые человеческие ценности. Для него «обычное дело» — отправиться на край света выручать брата, которого он никогда не видел, а потом принять его таким, какой он есть (а Нюргун в том виде, каким его изобразили Олди, способен шокировать не только членов семьи). Наивный хвастливый мальчик вырастает в отважного и решительного юношу, которого не способны сдвинуть с избранного пути никакие шокирующие сведения об устройстве мироздания и о происхождении самих «светлых айыы». Впрочем, это лишь первый том романа-эпопеи, и кто знает, какие метаморфозы произойдут с Юрюном дальше…
Сарын-тойон, Первый Человек
В этот раз Олди написали не миф, не «антимиф» и даже не фэнтези
Вообще к «боотурам» Олди неласковы. Сама концепция сверхсильных существ, которые могут всё, а им за это ничего не бывает, вызывает у авторского дуэта закономерный скепсис. Помнится, они ещё несколько лет назад говорили о задумке романа о древнерусских богатырях, которые по сути не супергерои, а инвалиды, и им крайне сложно жить среди людей… Русские былины сменились на якутский эпос, но концепция осталась прежней. Боотуры в своей боевой форме (они её называют «расширением») превращаются в младенцев с набором примитивных чувств и реакций, они способны только бить и крушить, а мир для них делится на «плохих» и «хороших». Только железная сила воли может удерживать их от превращения в таких чудовищ при каждой вспышке гнева. В этом — главная победа человека над боотуром и повод поразмыслить о том, что же такое настоящая сила. И это правильно, ведь о чём бы ни писали Олди, в первую очередь они пишут о людях, о нас с вами. И «Сильные», к счастью, не исключение.
Итоги: начало нового увлекательного неомифологического цикла, в котором пока больше загадок, чем разгадок.
Время и зеркала
Теория физического времени академика Николая Козырева, на которой базируется научно-фантастическая сторона мироздания «Сильных», носит название «Причинная механика». На самом деле она была отвергнута научным сообществом уже при своём появлении в середине ХХ века, а впоследствии — ещё до конца столетия — опровергнута и экспериментально. В истории науки она осталась как красивый курьёз, а «зеркало Козырева» (алюминиевый цилиндр, якобы способный отражать и фокусировать «потоки времени») — как легенда наподобие «Филадельфийского эксперимента».
Александра Королёва
Комментариев нет