• ,

Метаморфозы «Циклопа»

На форуме ЭКСМО свежий отзыв на книгу Г. Л. Олди «Циклоп». Пишет Ирен, и взгляд у Ирен острый, видит глубоко, дальше фабулы. Оригинал здесь: http://forum.eksmo.ru/viewtopic.php?f=174&t=14912&p=1070274#p1070274

Итак:
Перечитала сейчас «Циклопа». Не книга, а одна сплошная метаморфоза, течет и меняется буквально всё, на радость Демокриту. Включая то, что из честного вроде бы фэнтези под конец лезут уши НФ (о чем, собственно, было русским по белому сказано в эпиграфе). Всё и все — не то, чем кажутся героям и читателю. Тело Инес постоянно меняется, вылезают то крылья, то клешни, то еще что-то; но то — всего лишь тело. У других «вылезают» буквально иные личности. Король Ринальдо, меняющий настроение (характер?) по три раза в минуту, так что собеседнику кажется, что перед ним разные люди, — разве не монстр в гораздо большей степени, чем Инес? Принц Альберт — вполне симпатичный мальчишка превращается в самодура почище Ринальдо, а потом — в ребенка, равнодушного ко всему, кроме любимой сказки. Эльза — кошка, собака и крыса (три противоположности, между прочим), а также голубь и ворон (тем более противоположности). И — строгая дама в эпилоге?? Пятьсот лет спустя лихо разъезжающая на (Симоновом?) птероящере? И так — практический каждый. ( Свернуть )Янтарный грот, Черная Вдова, Открывающие Пути — и просто стечение обстоятельств — перекраивают героев, что-то отрезая, что-то давая взамен, и далеко не всегда спрашивают при этом, что герою нужнее… И чудовища — не чудовища, и демоны — вовсе не демоны; а если подумать, клеймить «не наше» искусство бесовщиной — дело известное… Жрецы Высокого Искусства, ученые маги, столкнувшись с новым, удивительным явлением, более всего озабочены тем, что это новое грозит их благополучию, — тоже дело известное. И вот они уже не маги, а лавочники. Пауки в банке, тарантулы. Не потому ли Амброз дрался с Талеловым созданием — гордыня, сказал он, но, может, это еще и гордость? Остаться ученым, перешагнуть через обиды, амбиции, страх и многое другое, защитить будущее от насмерть перепуганного прошлого? Ведь очень символично, что маги пытаются решить проблему некромантией. Ведь, при всем огромном уважении к Стругацким, это не будущее запускает щупальца в настоящее, а наоборот: будущего еще нет, а настоящее — вот оно, и оно не хочет становиться прошлым, да и прошлое совсем не прочь встать без всякого даже кнута и заявить, что оно и есть будущее. И героям, по воле авторов (спасибо им), фантастически повезло — а могло бы и не повезти...
Сумбурно написалось, прошу прощения.
(в пространство) Сиквел хочу. Про то, что на самом деле стало с Циклопом и прочими. Нет, это не просьба, так — сотрясение клавиатуры. И еще интересно, что стало с остальными магами этого мира: ведь Вазак, говоря «умерли», имеет в виду только попавших под удар Ока — а были же еще другие?
  • 0

  • 0

Комментариев нет

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.