• ,

Непогода души

1 фото
image
Когда один и кажется, что нет
Родной души… Нужна ли жизнь — уродина?
Ты ласково притронешься ко мне,
Моя Мечта, моё спасенье — Родина!
 
Раскрыв окно в промозглый полумрак,
Смотрю, как будто, всё мне не знакомо…
Я знаю, что давно живу не так,
Ведь хочется жить как-то по-другому.
 
Как тянет груз обманчивой тоски
<p style=«margin: 0px;» >В болото жалких неурядиц быта.
Где даже строк любимых огоньки
Под ряской повседневности забыты.
 
Мне скажет ветер, в комнату вводя
Огромной Родины взволнованные звуки,
Тревожа, будоража и будя
От лености, от пошлости и скуки,
 
Что надо — жить… И, верно, навсегда
Поверить в мудрость тёмную природы.
А настроений всяких чехарда -
Капризы нашей внутренней погоды…
 
1978

1 изображение

  • 0

  • 0

8 комментариев

Nickky
Напрягает другой ритм первого четверостишия. Во втором ждешь такого же — ан нет.
Само по себе первое четверостишие хорошее — одно из лучших в этих стихах. Такое впечатление, что автора отвлекли, а потом он начал дописывать с другим ритмом. Конечно, смена ритма в стихах — явление не уникальное, но все-таки это чаще встречается в конце стихов.)
Может первое четверостишие сделать как бы эпиграфом к оставшимся четверостишиям? Но это всего лишь мое мнение, которое может быть ошибочным. Просто я так чувствую, а кто-то возможно по-другому.)
ivanov_v
Абсолютно идентичный размер, Ник. Просто в первом четверостишии рифма на три слога, а в остальных на два. Урезана. Или в первом продлена. Ничего страшного. Бывает и хуже! )
А читается так и вообще хорошо. На мой взгляд.)
 
Когда один и кажется, что нет
Родной души… Нужна ли жизнь — уродина?
Ты ласково притронешься ко мне,
Моя Мечта, моё спасенье — Родина!
 
— -‘ — -‘ — -‘ — — — -‘(10)
— -‘ — -‘ — -‘ — -‘ — -‘ — — (12)
— -‘ — -‘ — -‘ — — — -‘(10)
— -‘ — -‘ — -‘ — -‘ — -‘ — — (12)
 
Раскрыв окно в промозглый полумрак,
Смотрю, как будто, всё мне не знакомо…
Я знаю, что давно живу не так,
Ведь хочется жить как-то по-другому.
 
— -‘ — -‘ — -‘ — — — -‘(10)
— -‘ — -‘ — -‘ — -‘ — -‘ —  (11)
— -‘ — -‘ — -‘ — -‘ — -‘(10)
— -‘ — -‘ — -‘ — -‘ — -‘ —  (11)
Nickky
Только ударение в первом четверостишии — урОдина, а во втором с первого раз тянет прочитать — знАкомо. Но, конечно, бывает и хуже. С этим я не спорю.)
ivanov_v
Ник. Так у меня в разборе ритма ударение и стоит на урОдина. А знАкомо – уж никак не прочесть, тогда ритм точно сбивается. И я уж даже не знаю, как так можно прочесть…)
А вообще я лично соблюдаю одно правило при прочтении своих стихов или чужих. Надо читать с правильными ударениями русского языка, только тогда можно услышать ту музыку, которую сочинил автор. И не надо пытаться читать по-другому, это не правильно.)
А если случайно сразу не получилось, надо еще раз попробовать – именно с правильными ударениями во всех словах! Уверяю, нигде у меня неправильные ударения не применяются. Единственно что, есть слова с двойными разрешенными словарями или разговорными ударениями, это бывает. Тогда надо придерживаться, читая, общего ритма стиха – опять-таки, чтобы услышать музыку автора и прочувствовать замысел.
Nickky
Да я понимаю, Виталий, что ударения правильные. И прочесть их могу правильно. Без проблем… И со второго по последнее четверостишие всё это читается, как единое целое, естественное и гармоничное. Но какой смысл было писать удлиненную рифму в первом, я так и не понял. ) А если так понравилось первое четверостишие (а оно действительно сильное), тогда надо было писать дальше такой же удлиненной рифмой. Возможно, у автора была какая-то хитрая задумка с этой перебивкой (короткая-длинная рифма), но я ее не вижу. А может быть, надо было акцентировать внимание на первом четверостишии? Тогда это получилось и более чем...)
ivanov_v
Да. Вот! Акцентировать внимание на первом четверостишии.
Если внимательно прочитать, и последние два четверостишия несколько дистанционированы от предыдущих. Их я обычно смещаю относительно первых трех.
В общем, меня всё устраивает.)
А рифма в первом катрене – ну, да, на три слога. Это действительно акцентирует внимание. А потом, не вижу смысла искусственно переделывать всё стихотворение – 16 строк из-за первых четырех. Как написалось, так написалось. Это не слишком противоречит общим канонам, но добавляет авторские акценты. Если всё писать абсолютно правильными размерами, ритмами, рифмами – без пропусков ударений или, наоборот, дополнительных ударений, разнообразия рифм, по музыки все стихи будут бесполыми близнецами братьями-сёстрами.) Кому это нужно?
Повторюсь. Надо читать слова по правильным ударениям русского языка, и тогда раскроется индивидуальная музыка автора.
Я этой музыке, кстати, придаю большое значение. Даже большее, чем образности. Тайна Поэзии, на мой взгляд, во многом заключена именно в музыке строчек…
Nickky
Да я и не предлагаю переделывать эти стихи. Стаж у них неприлично большой для переделывания.)) Честно говоря, я не учел этот момент. Всегда кажется, что автор их только-только написал.) Я сам не люблю «идеально» выверенных стихов. Скучны и холодны они.)
ivanov_v
Согласен. Но совместить и учесть необходимую меру техники с авторским почерком – самое не простое.)
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.