Непогода души
1 фото
Когда один и кажется, что нет
Родной души… Нужна ли жизнь — уродина?
Ты ласково притронешься ко мне,
Моя Мечта, моё спасенье — Родина!
Раскрыв окно в промозглый полумрак,
Смотрю, как будто, всё мне не знакомо…
Я знаю, что давно живу не так,
Ведь хочется жить как-то по-другому.
Как тянет груз обманчивой тоски
<p style=«margin: 0px;» >В болото жалких неурядиц быта.
Где даже строк любимых огоньки
Под ряской повседневности забыты.
Мне скажет ветер, в комнату вводя
Огромной Родины взволнованные звуки,
Тревожа, будоража и будя
От лености, от пошлости и скуки,
Что надо — жить… И, верно, навсегда
Поверить в мудрость тёмную природы.
А настроений всяких чехарда -
Капризы нашей внутренней погоды…
1978
Родной души… Нужна ли жизнь — уродина?
Ты ласково притронешься ко мне,
Моя Мечта, моё спасенье — Родина!
Раскрыв окно в промозглый полумрак,
Смотрю, как будто, всё мне не знакомо…
Я знаю, что давно живу не так,
Ведь хочется жить как-то по-другому.
Как тянет груз обманчивой тоски
<p style=«margin: 0px;» >В болото жалких неурядиц быта.
Где даже строк любимых огоньки
Под ряской повседневности забыты.
Мне скажет ветер, в комнату вводя
Огромной Родины взволнованные звуки,
Тревожа, будоража и будя
От лености, от пошлости и скуки,
Что надо — жить… И, верно, навсегда
Поверить в мудрость тёмную природы.
А настроений всяких чехарда -
Капризы нашей внутренней погоды…
1978
8 комментариев
Само по себе первое четверостишие хорошее — одно из лучших в этих стихах. Такое впечатление, что автора отвлекли, а потом он начал дописывать с другим ритмом. Конечно, смена ритма в стихах — явление не уникальное, но все-таки это чаще встречается в конце стихов.)
Может первое четверостишие сделать как бы эпиграфом к оставшимся четверостишиям? Но это всего лишь мое мнение, которое может быть ошибочным. Просто я так чувствую, а кто-то возможно по-другому.)
А читается так и вообще хорошо. На мой взгляд.)
Когда один и кажется, что нет
Родной души… Нужна ли жизнь — уродина?
Ты ласково притронешься ко мне,
Моя Мечта, моё спасенье — Родина!
— -‘ — -‘ — -‘ — — — -‘(10)
— -‘ — -‘ — -‘ — -‘ — -‘ — — (12)
— -‘ — -‘ — -‘ — — — -‘(10)
— -‘ — -‘ — -‘ — -‘ — -‘ — — (12)
Раскрыв окно в промозглый полумрак,
Смотрю, как будто, всё мне не знакомо…
Я знаю, что давно живу не так,
Ведь хочется жить как-то по-другому.
— -‘ — -‘ — -‘ — — — -‘(10)
— -‘ — -‘ — -‘ — -‘ — -‘ — (11)
— -‘ — -‘ — -‘ — -‘ — -‘(10)
— -‘ — -‘ — -‘ — -‘ — -‘ — (11)
А вообще я лично соблюдаю одно правило при прочтении своих стихов или чужих. Надо читать с правильными ударениями русского языка, только тогда можно услышать ту музыку, которую сочинил автор. И не надо пытаться читать по-другому, это не правильно.)
А если случайно сразу не получилось, надо еще раз попробовать – именно с правильными ударениями во всех словах! Уверяю, нигде у меня неправильные ударения не применяются. Единственно что, есть слова с двойными разрешенными словарями или разговорными ударениями, это бывает. Тогда надо придерживаться, читая, общего ритма стиха – опять-таки, чтобы услышать музыку автора и прочувствовать замысел.
Если внимательно прочитать, и последние два четверостишия несколько дистанционированы от предыдущих. Их я обычно смещаю относительно первых трех.
В общем, меня всё устраивает.)
А рифма в первом катрене – ну, да, на три слога. Это действительно акцентирует внимание. А потом, не вижу смысла искусственно переделывать всё стихотворение – 16 строк из-за первых четырех. Как написалось, так написалось. Это не слишком противоречит общим канонам, но добавляет авторские акценты. Если всё писать абсолютно правильными размерами, ритмами, рифмами – без пропусков ударений или, наоборот, дополнительных ударений, разнообразия рифм, по музыки все стихи будут бесполыми близнецами братьями-сёстрами.) Кому это нужно?
Повторюсь. Надо читать слова по правильным ударениям русского языка, и тогда раскроется индивидуальная музыка автора.
Я этой музыке, кстати, придаю большое значение. Даже большее, чем образности. Тайна Поэзии, на мой взгляд, во многом заключена именно в музыке строчек…