• ,

Свежая рецензия на книгу Г. Л. Олди "Свет мой, зеркальце"

Рецензии на «Свет мой, зеркальце» идут косяком. Не успеваем публиковать. «Полный метр», развернутые тексты, а не краткие отзывы. Читатели разворачивают свои впечатления, формулируют соображения, структурируют мысли и чувства. Пожалуй, такой наплыв буквально по выходу новинки в свет у нас впервые. Одну рецензию публикуем, следующая уже ждет на подходе. Ну и чудесно.

(Осторожно, спойлеры! Кто боится, не читайте!)
Итак, свежая рецензия на книгу Г. Л. Олди «Свет мой, зеркальце» (glupec, Фантлаб):
Мир, разделенный на сотни тысяч зеркальных «сколков» (или правильнее сказать — световых?) Здесь все, что зримо — то и реально; а вот тени, к примеру, оборачиваются вязкой трясиной, мутным киселем под ногами, в который лучше не вступать (ну, сами же прекрасно знаете, как это бывает — когда лестница не вся на 100% освещена, и часть ее тонет «в нигде»). А уж в общественные уборные лучше не заходить, если там нет зеркала — во мраке таится не пойми что, и простой унитаз может оказаться зверем, жадным до человечины. Во что превращается сточная труба — уж лучше умолчим (привет, Роулинг! Привет горячий, Батильда Бэгшот!!)
Да, я не случайно упомянул зеркала (по названию, в принципе, ясно). Они — единственный способ хоть как-то выжить в этой парареальности, где все построено по принципу «вижу — не вижу». А еще они — единственный способ выйти отсюда. У каждого «попаданца» в зазеркальный мир есть мечта: вдруг кто-то, как в песне Таривердиева, захочет у зеркала выпытать какой-нибудь важный секрет. На этот зов «попаданец» не может не откликнуться; беда в том, что, хоть их и мало, но на каждого интеля, жаждущего обрести новое человеческое тело, есть свой оппонент с бейсбольной битой...
В общем, вы поняли — это не «шелуха», знакомая нам по «Ойкумене». Это совершенно другой мир — странный, сложный (сложный прежде всего для самих Олдей, которые и раньше так не писали, и вряд ли когда-нибудь потом будут). Ну а проблематика остается та же, что и в «посюсторонннем» Харькове. Как сделать, чтобы тебя не рвало в зеркало пиявками (читай: гневом, болью?) Как изгнать из себя вредных карликов-сявок, имя которым легион? («Сявка» — это такой неполиткорректный харьковский синоним к слову гопник, если кто не знал). Отвезти кота к ветеринару, договориться об операции Верочки в Тель-Авиве… Слушать рок. (Несмотря ни на что. И практиковать любимое карате. Тоже — несмотря на откровенно «сявотную» реальность). Спорить с маленькой девочкой — фанаткой «Гарри Поттера» — о сложных судьбах героев миссис Джоан. (Да, в нашей жизни такое чаще происходит в интернете. Тут — наяву… Но какая, в общем, разница).
Сквозь мир, усеянный «хвостами» от зеркальных дубликатов вещей, а также — сколками света, образующими сложные лабиринты, медленно движутся трое с универсамовской тележкой. Попаданец, мертвячка и рыжий кот. Их задача — выжить. Не попасться двойнику, занявшему квартиру интеллигента. Не попасться бесам-карликам. Не попасть под дождь, разрывающий тело на кучу серебристых стекол… Выживут ли они? (Ну, а как вы сами думаете?..)
И при этом — хоррор, да… Он, родимый; сакраментальный хоррор-мистика. Олди описали довольно-таки страшную действительность.
… Страшную еще и потому, что сейчас уже мало кто опознает (если только сноску не дать) цитату из Пушкина, или — откуда фраза «Догадался, проклятый! Всегда был смышлен». Да что там, даже слова «быть в нетях» непонятны без сноски.
… Все смешалось в этом псевдо-Харькове. Тут тебе и лето, по воле автора быстро переходящее в зиму (а зима — в лето). Тут тебе и менты (ныне торжественно переименованные в «понтов»). И — воспоминание о вкусе сыра (Вдумайтесь: самого вкуса нет — воспоминание есть! Приходится, уж пардон за каламбур, именно его и есть...) А также на сцене появятся Роулинг, и человек-паук, и девчонка с разноцветными «хвостами», вооруженная бейсбольной битой, с веселой картинкой на топике (угадайте, кто там изображен и из какого фильма?:-D) И будет желание во что бы то ни стало спасти чужого ребенка, который тебе, если так разобраться, никто...
И — финал. Обычный для Олдей, то бишь, открытый. «Ниадназначный». Не 100% позитив, не 100% депрессуха. То ли все прекрасно, но червяк сомнения грызет. То ли все плохо… но лучик надежды светит.
Я очень старался найти в этом произведении хоть какие-то недостатки. Недочеты. Изъяны. Но не могу; придраться не к чему. Видимо, их тут нет.
Так что — 10 баллов. (А если бы глубоко зацепило, но при этом было не совсем совершенно по форме — поставил бы девятку. Такая уж у меня шкала оценок).
Иллюстрация Юрия Платова.
http://www.oldieworld.com/svet-moj-zerkal-ce.html
  • 0

  • 0

Комментариев нет

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.