Новая рецензия Георгия Кузнецова на "Быка из машины" Г. Л. Олди
Новая рецензия Георгия Кузнецова на «Быка из машины» Г. Л. Олди (оригинал на Фантлабе):
Наверное, впервые в жизни, я читал новый роман Олди не запоем, а тщательно смакуя, не торопясь. Спокойно откладывая в любой момент «на потом».
Почему? Видимо, потому что, как уже отмечено многими: вернулся «старый» Олди. Олди рубежа веков .
Вывод? Очередной шедевр. Проблематика, мораль, стилистика, сюжет – все на должной высоте. Не забывают авторы и ерничать. Над законами (в баре «У Силена» можно курить. Назло «запретам и ограничениям, расплодившимся без числа»). Над языком (скажите, персонажу какого МТА будет позволено заснуть «прямо у стойки, на высоком табурете, поперек страстного обвинительного монолога»? А? А этим – можно. Ибо – Олди). Над… да, над чем угодно. В общем, читайте и наслаждайтесь.
Хочу лишь остановиться на двух моментах.
Первый. С определением «нуар», столь активно используемым в отношении БИМа коллегами и маститыми рецензентами, я соглашаться не склонен. Не вижу я в Кекрополе «Города Грехов». Да, вроде бы, все необходимое для жанра присутствует. Но. Еще больше здесь присутствуют – соответствуют полностью – наши жизненные реалии. Так что, если все, нас окружающее – нуар, то и БИМ, само собой, тоже нуар. Если же нет… Хотя при первом же описании улиц Кекрополя в голове у меня всплыл вполне «нуарный» Аполлинер:
…Всех богов этих ждал погост,
Ждали слезы ивы плакучей.
Пан великий, Любовь и Христос
Ныне мертвы, и кошки мяучат,
Я в Париж свое горе принес…
Момент второй. Уверен, древнегреческая мифология, так же, как и место действия, как и киберпанк, здесь – не более чем антураж. Да, Олди заявили, что давно хотели рассказать свою историю о Тесее и Минотавре, но в их же «Ахейский цикл» она «не монтируется», тем более, что цикл «структурно закончен». Но при желании авторы смогли бы оттолкнуться для выражения абсолютно тех же мыслей и идей от абсолютно любой мифосистемы. Потому и ассоциировал я БИМа не с мифологией «Ахейского цикла», а с Городом из «Нам здесь жить».
Почему не 10? Мембранные зоны необходимы для сюжета, но сам факт их существования, даже в мире БИМа выглядит э-э-э… слегка сказочно. Не совсем Олди докрутили тему. И малую чуточку не удовлетворил меня и финал. Так что, шедевром я книгу назову. Но от высшего балла ту же чуточку отщипну)))
P.S. Керкион – победитель XXVIII и XXIX Олимпиад. В реальной истории, это Афины-2004 и Пекин-2008. А значит, боги цифрала (ИИ, пришельцы, виртуальные формы самоорганизации – нужное подчеркнуть))) близко…
«Бык из машины» в электронном виде на сайте «Мир Олди»: https://www.oldieworld.com/byk-iz-mashiny.html
Наверное, впервые в жизни, я читал новый роман Олди не запоем, а тщательно смакуя, не торопясь. Спокойно откладывая в любой момент «на потом».
Почему? Видимо, потому что, как уже отмечено многими: вернулся «старый» Олди. Олди рубежа веков .
Вывод? Очередной шедевр. Проблематика, мораль, стилистика, сюжет – все на должной высоте. Не забывают авторы и ерничать. Над законами (в баре «У Силена» можно курить. Назло «запретам и ограничениям, расплодившимся без числа»). Над языком (скажите, персонажу какого МТА будет позволено заснуть «прямо у стойки, на высоком табурете, поперек страстного обвинительного монолога»? А? А этим – можно. Ибо – Олди). Над… да, над чем угодно. В общем, читайте и наслаждайтесь.
Хочу лишь остановиться на двух моментах.
Первый. С определением «нуар», столь активно используемым в отношении БИМа коллегами и маститыми рецензентами, я соглашаться не склонен. Не вижу я в Кекрополе «Города Грехов». Да, вроде бы, все необходимое для жанра присутствует. Но. Еще больше здесь присутствуют – соответствуют полностью – наши жизненные реалии. Так что, если все, нас окружающее – нуар, то и БИМ, само собой, тоже нуар. Если же нет… Хотя при первом же описании улиц Кекрополя в голове у меня всплыл вполне «нуарный» Аполлинер:
…Всех богов этих ждал погост,
Ждали слезы ивы плакучей.
Пан великий, Любовь и Христос
Ныне мертвы, и кошки мяучат,
Я в Париж свое горе принес…
Момент второй. Уверен, древнегреческая мифология, так же, как и место действия, как и киберпанк, здесь – не более чем антураж. Да, Олди заявили, что давно хотели рассказать свою историю о Тесее и Минотавре, но в их же «Ахейский цикл» она «не монтируется», тем более, что цикл «структурно закончен». Но при желании авторы смогли бы оттолкнуться для выражения абсолютно тех же мыслей и идей от абсолютно любой мифосистемы. Потому и ассоциировал я БИМа не с мифологией «Ахейского цикла», а с Городом из «Нам здесь жить».
Почему не 10? Мембранные зоны необходимы для сюжета, но сам факт их существования, даже в мире БИМа выглядит э-э-э… слегка сказочно. Не совсем Олди докрутили тему. И малую чуточку не удовлетворил меня и финал. Так что, шедевром я книгу назову. Но от высшего балла ту же чуточку отщипну)))
P.S. Керкион – победитель XXVIII и XXIX Олимпиад. В реальной истории, это Афины-2004 и Пекин-2008. А значит, боги цифрала (ИИ, пришельцы, виртуальные формы самоорганизации – нужное подчеркнуть))) близко…
«Бык из машины» в электронном виде на сайте «Мир Олди»: https://www.oldieworld.com/byk-iz-mashiny.html
Комментариев нет