Рецензия Shibosan на книгу Г. Л. Олди "Бык из машины"
Рецензия Shibosan на книгу Г. Л. Олди «Бык из машины»:
Первая за долгое время книга некогда самых любимых Олдей, которая зашла сразу и залпом, в один присест. Отзывы сулили «миф о Минотавре в антураже киберпанка и нуарного детектива» и, при моей любви к «Ахейскому циклу», пройти мимо я не мог. Да и разочарован не остался.
Осовремененный мир мифологической Эллады в наличии, со всеми своими аллюзиями и отсылкам к классическим сюжетам и персонажам. Полубог Тезей, творящий свои подвиги на ринге бойцовского клуба, мембранные зоны, куда можно добраться на катафалке таксопарка «Харон», Пирифой и Персефона, Тезей и амазонки, Дедал и Талос… Ну и боги, конечно, хотя здешние божества — вовсе не те человекообразные Олимпийцы из книги Куна. Новому времени — новые боги.
Киберпанком это, конечно не назовешь, при стремительном прогрессе информационных технологий, никаких радикальных изменений в социальном устройстве общества не произошло, нет особенного упадка государства и наступившего владычества мегакорпораций. А что есть — накрывшая всю планету беспроводная сеть, породившая безбрежный виртуальный океан информации, цифровой астрал, в котором постепенно зародилась своя жизнь, могущественная и непостижимая. И как всё могущественное и непостижимое, названная людьми — «богами».
Очередной взгляд на городскую легенду компьютерного века, об искусственном интеллекте, который осознав себя, взбунтуется и изведет человечество, или поработит его. Здешние ИскИны не видят в этом нужды, как не видим мы нужды в том, чтобы порабощать найденный в лесу муравейник. Мир людей так же чужд им, как людям — океаны цифрала, но любопытные боги время от времени исследуют незнакомую среду, пробуя на зубок неведомые им ощущения, чувства и эмоции, и используя попавшихся им под руку людишек-аватаров в качестве живых скафандров, для существования в этой среде. Люди создают богов, используя их для своих нужд, в результате обретшие могущество боги используют людей по своему усмотрению, а люди уже ищут новый способ использовать богов. Ничего нового, эта музыка будет вечной.
Нуарного детектива, упоминаемого в каждом втором отзыве, я тоже не увидел. Детектив есть, а нуаром лишь присыпано сверху, для красоты — дождь над городом, прокуренные кабаки с понятливыми барменами, плащи-дожди-пистолеты, роковая красотка. Но нет и в помине атмосферы пессимизма и недоверия, нет циничного и не слишком положительного героя-одиночки с тягой к саморазрушению. Тезей, откровенно говоря, слишком даже положительный парень для оперативника спецслужб (но я этим не огорчен), да и одиночкой его не назовешь — за его спиной незримая, но ощутимая поддержка гэбэшного дедушки и его ресурсов. Так что полубог-спецагент идет к разгадке того, кто же стоит за серийными убийствами божественных аватаров в лабиринтах улочек приморского Кекрополя, и почему сами боги не вмешиваются, и не карают преступника. Надо сказать, довольно быстро и споро идет, практически без каких-то катастрофических ошибок, ловушек от коварных врагов и трагических потерь. Впрочем, менее увлекательным путь к финальной схватке с Минотавром (довольно оригинальной) от этого не стал. Концовка все же получилась немного скомканной, и открытой, дающей простор для фантазии. Злодеи наказаны, но они — меньшая из проблем.
Нужно признать, что всю дорогу не покидает ощущение «все это уже я видел раньше». Смесь киберпанка, этнического колорита и детективного расследования сразу заставляет вспомнить «Мессия очищает диск», сложные отношения аватаров и богов — «Черный Баламут» и «Ойкумену», а общее сосуществования людской и мифологической (тут виртуальной) реальности напоминает о «Нам здесь жить». Но нельзя сказать, что это ощущение вызывает какой-то негатив. Я бы не отказался от «Нео-Ахейского цикла» — еще пары романов в декорациях этого мира.
Первая за долгое время книга некогда самых любимых Олдей, которая зашла сразу и залпом, в один присест. Отзывы сулили «миф о Минотавре в антураже киберпанка и нуарного детектива» и, при моей любви к «Ахейскому циклу», пройти мимо я не мог. Да и разочарован не остался.
Осовремененный мир мифологической Эллады в наличии, со всеми своими аллюзиями и отсылкам к классическим сюжетам и персонажам. Полубог Тезей, творящий свои подвиги на ринге бойцовского клуба, мембранные зоны, куда можно добраться на катафалке таксопарка «Харон», Пирифой и Персефона, Тезей и амазонки, Дедал и Талос… Ну и боги, конечно, хотя здешние божества — вовсе не те человекообразные Олимпийцы из книги Куна. Новому времени — новые боги.
Киберпанком это, конечно не назовешь, при стремительном прогрессе информационных технологий, никаких радикальных изменений в социальном устройстве общества не произошло, нет особенного упадка государства и наступившего владычества мегакорпораций. А что есть — накрывшая всю планету беспроводная сеть, породившая безбрежный виртуальный океан информации, цифровой астрал, в котором постепенно зародилась своя жизнь, могущественная и непостижимая. И как всё могущественное и непостижимое, названная людьми — «богами».
Очередной взгляд на городскую легенду компьютерного века, об искусственном интеллекте, который осознав себя, взбунтуется и изведет человечество, или поработит его. Здешние ИскИны не видят в этом нужды, как не видим мы нужды в том, чтобы порабощать найденный в лесу муравейник. Мир людей так же чужд им, как людям — океаны цифрала, но любопытные боги время от времени исследуют незнакомую среду, пробуя на зубок неведомые им ощущения, чувства и эмоции, и используя попавшихся им под руку людишек-аватаров в качестве живых скафандров, для существования в этой среде. Люди создают богов, используя их для своих нужд, в результате обретшие могущество боги используют людей по своему усмотрению, а люди уже ищут новый способ использовать богов. Ничего нового, эта музыка будет вечной.
Нуарного детектива, упоминаемого в каждом втором отзыве, я тоже не увидел. Детектив есть, а нуаром лишь присыпано сверху, для красоты — дождь над городом, прокуренные кабаки с понятливыми барменами, плащи-дожди-пистолеты, роковая красотка. Но нет и в помине атмосферы пессимизма и недоверия, нет циничного и не слишком положительного героя-одиночки с тягой к саморазрушению. Тезей, откровенно говоря, слишком даже положительный парень для оперативника спецслужб (но я этим не огорчен), да и одиночкой его не назовешь — за его спиной незримая, но ощутимая поддержка гэбэшного дедушки и его ресурсов. Так что полубог-спецагент идет к разгадке того, кто же стоит за серийными убийствами божественных аватаров в лабиринтах улочек приморского Кекрополя, и почему сами боги не вмешиваются, и не карают преступника. Надо сказать, довольно быстро и споро идет, практически без каких-то катастрофических ошибок, ловушек от коварных врагов и трагических потерь. Впрочем, менее увлекательным путь к финальной схватке с Минотавром (довольно оригинальной) от этого не стал. Концовка все же получилась немного скомканной, и открытой, дающей простор для фантазии. Злодеи наказаны, но они — меньшая из проблем.
Нужно признать, что всю дорогу не покидает ощущение «все это уже я видел раньше». Смесь киберпанка, этнического колорита и детективного расследования сразу заставляет вспомнить «Мессия очищает диск», сложные отношения аватаров и богов — «Черный Баламут» и «Ойкумену», а общее сосуществования людской и мифологической (тут виртуальной) реальности напоминает о «Нам здесь жить». Но нельзя сказать, что это ощущение вызывает какой-то негатив. Я бы не отказался от «Нео-Ахейского цикла» — еще пары романов в декорациях этого мира.
Комментариев нет