Рецензия Ростислава Маркелова на книгу Г. Л. Олди "Бык из машины"
Рецензия Ростислава Маркелова на книгу Г. Л. Олди «Бык из машины»:
Вот набрался наконец храбрости отписаться за «Быка из машины». Сложно у меня с этой книгой. С одной стороны, я вижу в ней целую охапку достоинств. И только один недостаток – настолько же нелепый и субъективный, насколько и непреложный. Ну не получилось у меня прочувствовать эту книгу, не нашла она во мне отклика. Не думал, что скажу нечто подобное о книге Олди, а вот поди ж ты.
При этом, главной проблемой стало то, что я даже не могу выделить, что в книге не так. Персонажи здесь как всегда проработанные, на любой вкус и даже если по какой-то причине не пришелся по вкусу Тезей, есть, например, сюжетная линия Икара, добавляющая неслабый контраст. Честно признаться, второй персонаж мне понравился больше, хотя Тезей и его «семья» тоже выдались весьма колоритными.
Стилистическая смесь эдакого «современного киберпанка» с Древней Грецией тоже удалась на славу. Как обычно с хорошими книгами – чем больше имеешь, тем больше унесешь с собой. Наверняка мимо меня прошло много всего «вкусного», но и того, что оказалось мне по зубам было достаточно. Полет Икара, мертвые, чтобы разговорить которых вместо бычьей крови приходиться «жертвовать» гематоген, имена и события, аллюзии и параллели… Да что там говорить, если сам текст организован в виде своеобразного «лабиринта» из эпизодов от лица различных персонажей. Читателю тут придется искать путь самостоятельно, т.к. Нить Ариадны в комплект не входит, но загадка достаточно интересная, чтобы это увлекало, а не утомляло.
Можно было бы попытаться упрекнуть некоторую «чернушность» и провокационность книги. Олдям не впервой наступать читателям на мозоли восприятия, но здесь они совсем на мелочи не разменивались, учитывая, что книга начинается со сцены изнасилования с весьма… специфическими деталями и уклоном, а уж описания, что за ней следуют… Но дело не в этом. Не буду отрицать, что некоторый шок я испытал и на восприятии это сказалось, да и не любитель я излишней физиологичности в текстах – она зачастую вызывает закономерное отвращение – но ведь в этом и смысл! Оно же не за ради чернухи, а вполне конкретную цель выполняет. К реальности притягивает, не дает романтизировать поступки и решения, которые в этом не нуждаются – помимо прочего. По крайней мере «Короля Камней» читать мне это точно не мешало, так что и здесь все с этим нормально.
Если уж и есть причина, то это, наверное, то, что если отдельными персонажи и их сюжетными линиями я проникся, мораль и смысл книги в целом прошел как-то… не то чтобы мимо, а насквозь, оставив слишком мало после себя. Наверное, стоит перечитать позже, с другой жизненной позиции.
Вот набрался наконец храбрости отписаться за «Быка из машины». Сложно у меня с этой книгой. С одной стороны, я вижу в ней целую охапку достоинств. И только один недостаток – настолько же нелепый и субъективный, насколько и непреложный. Ну не получилось у меня прочувствовать эту книгу, не нашла она во мне отклика. Не думал, что скажу нечто подобное о книге Олди, а вот поди ж ты.
При этом, главной проблемой стало то, что я даже не могу выделить, что в книге не так. Персонажи здесь как всегда проработанные, на любой вкус и даже если по какой-то причине не пришелся по вкусу Тезей, есть, например, сюжетная линия Икара, добавляющая неслабый контраст. Честно признаться, второй персонаж мне понравился больше, хотя Тезей и его «семья» тоже выдались весьма колоритными.
Стилистическая смесь эдакого «современного киберпанка» с Древней Грецией тоже удалась на славу. Как обычно с хорошими книгами – чем больше имеешь, тем больше унесешь с собой. Наверняка мимо меня прошло много всего «вкусного», но и того, что оказалось мне по зубам было достаточно. Полет Икара, мертвые, чтобы разговорить которых вместо бычьей крови приходиться «жертвовать» гематоген, имена и события, аллюзии и параллели… Да что там говорить, если сам текст организован в виде своеобразного «лабиринта» из эпизодов от лица различных персонажей. Читателю тут придется искать путь самостоятельно, т.к. Нить Ариадны в комплект не входит, но загадка достаточно интересная, чтобы это увлекало, а не утомляло.
Можно было бы попытаться упрекнуть некоторую «чернушность» и провокационность книги. Олдям не впервой наступать читателям на мозоли восприятия, но здесь они совсем на мелочи не разменивались, учитывая, что книга начинается со сцены изнасилования с весьма… специфическими деталями и уклоном, а уж описания, что за ней следуют… Но дело не в этом. Не буду отрицать, что некоторый шок я испытал и на восприятии это сказалось, да и не любитель я излишней физиологичности в текстах – она зачастую вызывает закономерное отвращение – но ведь в этом и смысл! Оно же не за ради чернухи, а вполне конкретную цель выполняет. К реальности притягивает, не дает романтизировать поступки и решения, которые в этом не нуждаются – помимо прочего. По крайней мере «Короля Камней» читать мне это точно не мешало, так что и здесь все с этим нормально.
Если уж и есть причина, то это, наверное, то, что если отдельными персонажи и их сюжетными линиями я проникся, мораль и смысл книги в целом прошел как-то… не то чтобы мимо, а насквозь, оставив слишком мало после себя. Наверное, стоит перечитать позже, с другой жизненной позиции.
Комментариев нет