Джефф Вандермеер: «Борн»
Джефф Вандермеер: «Борн» (Jeff VanderMeer: «Borne»)
Джефф Вандермеер снова сумел удивить. «Борн» одновременно похож и не похож на его предыдущие книги. Да, никуда не делся «фирменный» язык и стиль автора: сочный, яркий, образный и мрачно-затягивающий. Ряд тем и мотивов, которые, похоже, всегда волновали автора, проявляются и в «Борне». Никуда не делась и буйная психоделическая фантазия автора: напротив, тут она расцвела еще более буйным цветом, хотя больше, казалось, уже некуда! Но во всем остальном эта книга опять оказалась совершенно непохожей на другие романы Вандермеера. Безумный мир биотехнологического Апокалипсиса выписан настолько зримо и достоверно, что невольно начинаешь в него верить, несмотря на всю сюрреалистичность этого мира и происходящих в нем событий. Инфернальная красота отравленных закатов. Развалины практически уничтоженного города, бродящие по ним смертельно опасные мутанты-биотехи – и голодные, озлобленные, грязные люди – они все никак не сдаются, упорно цепляясь за жизнь.
А еще это, пожалуй, самый остросюжетный роман Вандермеера на сегодняшний день. Динамика действия, как внутреннего, так и внешнего, динамика развития характеров, динамика изменений в окружающем героев мире – все это здесь присутствует в полной мере.
А еще это роман о любви и человечности. Да, несмотря на всю кровь, грязь, жестокость, убийства и предательства, несмотря на гибнущий, на глазах разваливающийся мир – это книга о любви и человечности. Это, пожалуй, самая светлая книга Джеффа Вандермеера на сегодняшний момент. Книга о доверии и взаимопонимании. О жертвах и самопожертвовании. О том, ради чего человек живет. И не только человек...
Что есть человек? Что есть личность? Может ли человек не быть личностью? Может ли личность не быть человеком? Насколько важна цель в жизни – и чем ради ее достижения можно пожертвовать? – и это еще далеко не все вопросы, что поднимает эта книга.
Ну и, конечно же, это книга о Борне – нечеловеческом существе, странном негуманоиде, которого главная героиня романа сняла со шкуры исполинского летающего медведя и попыталась воспитать, как приемного сына, подарив ему всю свою нерастраченную материнскую любовь. Воспитать, как человека. И в какой-то момент у нее даже почти получилось...
Почти.
Или все же – не «почти»? Все же – получилось?
На этот вопрос не будет однозначного ответа. Как и на многие другие. Вандермеер и не пытается ответить на все поставленные вопросы – но приглашает читателя задуматься. Найти ответ для себя – потому что на ряд вопросов книги ответ может быть только личным.
Значащие имена Вик и Рахиль — и в чем-то символичные судьбы героев, что тянут за собой целые цепочки аллюзий и ассоциаций, вскрывая дополнительные, но отнюдь не однозначные смысловые пласты. Неоднозначные намеки: лис-биотех, следующий за Борном – тот ли это Лис, нашедший своего Маленького Принца-негуманоида, или?.. И, конечно же, неоднозначен сам Борн: жуткое и притягательное существо, наивное и по-своему мудрое, любящее и жестокое, обаятельное и смертоносное, смешное и страшное, любопытное, жадно познающее окружающий мир, изо всех сил пытающееся противостоять собственной природе, чтобы быть «хорошим» – и терпящее поражение за поражением, идущее на компромисс за компромиссом – и в итоге принимающее непростое решение...
И не только Борн: неоднозначны все герои романа, все они несут в себе как добро, так и зло, и вопрос лишь в пропорциях того и другого, и в том, какие решения они принимают, на какую сторону в итоге становятся в переломные моменты своей судьбы...
Непростая книга. Увлекательная и умная, эмоциональная и болезненная, странная, непредсказуемая, полная тайн и спрятанных в шкафах скелетов – иногда в прямом смысле этого слова. Жестокая и ироничная, страшная – и в то же время светлая. Книга, которая заставляет сопереживать – и дает пищу для размышлений.
Ну, вы уже поняли? Рекомендуем!
Джефф Вандермеер снова сумел удивить. «Борн» одновременно похож и не похож на его предыдущие книги. Да, никуда не делся «фирменный» язык и стиль автора: сочный, яркий, образный и мрачно-затягивающий. Ряд тем и мотивов, которые, похоже, всегда волновали автора, проявляются и в «Борне». Никуда не делась и буйная психоделическая фантазия автора: напротив, тут она расцвела еще более буйным цветом, хотя больше, казалось, уже некуда! Но во всем остальном эта книга опять оказалась совершенно непохожей на другие романы Вандермеера. Безумный мир биотехнологического Апокалипсиса выписан настолько зримо и достоверно, что невольно начинаешь в него верить, несмотря на всю сюрреалистичность этого мира и происходящих в нем событий. Инфернальная красота отравленных закатов. Развалины практически уничтоженного города, бродящие по ним смертельно опасные мутанты-биотехи – и голодные, озлобленные, грязные люди – они все никак не сдаются, упорно цепляясь за жизнь.
А еще это, пожалуй, самый остросюжетный роман Вандермеера на сегодняшний день. Динамика действия, как внутреннего, так и внешнего, динамика развития характеров, динамика изменений в окружающем героев мире – все это здесь присутствует в полной мере.
А еще это роман о любви и человечности. Да, несмотря на всю кровь, грязь, жестокость, убийства и предательства, несмотря на гибнущий, на глазах разваливающийся мир – это книга о любви и человечности. Это, пожалуй, самая светлая книга Джеффа Вандермеера на сегодняшний момент. Книга о доверии и взаимопонимании. О жертвах и самопожертвовании. О том, ради чего человек живет. И не только человек...
Что есть человек? Что есть личность? Может ли человек не быть личностью? Может ли личность не быть человеком? Насколько важна цель в жизни – и чем ради ее достижения можно пожертвовать? – и это еще далеко не все вопросы, что поднимает эта книга.
Ну и, конечно же, это книга о Борне – нечеловеческом существе, странном негуманоиде, которого главная героиня романа сняла со шкуры исполинского летающего медведя и попыталась воспитать, как приемного сына, подарив ему всю свою нерастраченную материнскую любовь. Воспитать, как человека. И в какой-то момент у нее даже почти получилось...
Почти.
Или все же – не «почти»? Все же – получилось?
На этот вопрос не будет однозначного ответа. Как и на многие другие. Вандермеер и не пытается ответить на все поставленные вопросы – но приглашает читателя задуматься. Найти ответ для себя – потому что на ряд вопросов книги ответ может быть только личным.
Значащие имена Вик и Рахиль — и в чем-то символичные судьбы героев, что тянут за собой целые цепочки аллюзий и ассоциаций, вскрывая дополнительные, но отнюдь не однозначные смысловые пласты. Неоднозначные намеки: лис-биотех, следующий за Борном – тот ли это Лис, нашедший своего Маленького Принца-негуманоида, или?.. И, конечно же, неоднозначен сам Борн: жуткое и притягательное существо, наивное и по-своему мудрое, любящее и жестокое, обаятельное и смертоносное, смешное и страшное, любопытное, жадно познающее окружающий мир, изо всех сил пытающееся противостоять собственной природе, чтобы быть «хорошим» – и терпящее поражение за поражением, идущее на компромисс за компромиссом – и в итоге принимающее непростое решение...
И не только Борн: неоднозначны все герои романа, все они несут в себе как добро, так и зло, и вопрос лишь в пропорциях того и другого, и в том, какие решения они принимают, на какую сторону в итоге становятся в переломные моменты своей судьбы...
Непростая книга. Увлекательная и умная, эмоциональная и болезненная, странная, непредсказуемая, полная тайн и спрятанных в шкафах скелетов – иногда в прямом смысле этого слова. Жестокая и ироничная, страшная – и в то же время светлая. Книга, которая заставляет сопереживать – и дает пищу для размышлений.
Ну, вы уже поняли? Рекомендуем!
Комментариев нет