Рецензия Alehan на книгу Г. Л. Олди «Бык из машины»
Рецензия Alehan на книгу Г. Л. Олди «Бык из машины». От авторов: не скроем, читать эту рецензию было очень приятно. Итак:
Обычно, говоря о книге, я описываю, как ее прочла и что в итоге надумала, параллельно раскрывая ход мысли, и только потом сообщаю насколько она мне понравилась. Размышляя о «Быке из машины», я была вынуждена признать, что данный подход нелогичен. Возможно, дело в том, что эта история трогает меня как никакая другая и при чтении у меня просто не получается от нее отделиться, не получается смотреть на нее со стороны. Только из глубины себя.
Кажется, с помощью этого романа я, наконец, нащупала собственную идентичность. Ту точку, в которой невозможно иметь больше одного мнения. «Бык из машины» – роман изумительный: жесткий, властный, остроумный, совершенно неудобный для чтения и при этом моментально прочитывающийся, написанный с огромной любовью.
Также, возможно, дело в емкости текста. Вообще два последние (из опубликованных) романа… они словно бы «Бездна...», рассказанная по-новому. Совершенно необъятная глыба смыслов, вписанная в небольшой кусок вымышленной реальности.
Однако, я не могу сказать, что при обилии смыслов не улавливается основная мысль. Улавливается. Лучше всего она сформулирована в испанской пословице: «сон разума порождает чудовищ».
Вот тут-то и начинаются чудеса. Потому что, сколько ни думай, все равно оказывается, ты ходишь по кругу, ловя за хвост приглашение пробудиться и убить дракона в себе. Зачем?.. Да просто это роман об обучении и воспитании. Все-таки у меня получилось подобрать аргументы. Я уже произнесла ключевое слово – «круг», или «цикл», если по-гречески. У Умберто Эко в эссе «От древа к лабиринту» описаны три вида лабиринтов (кстати, у Олди в книге расследование ведут три персонажа, три сына), третий из которых – сеть. Собственно, по принципу сети устроена система накопления и передачи знаний – энЦИКЛоПЕДИЯ. Так вот, то, что сначала было просто следствием изучения мира, хранилищем информации, постепенно оформляется, обретает сущности и само приступает к изучению мира и человечества. Человечества, история которого в общем и целом сводится к истории войн. Оно ищет язык, понятный людям. Находит. И имя ему – насилие.
Каким же органичным в этой связи предстает «Кекропольский мир», боги которого созданы и обучены человеком!
Книга понравилась. И хотя совершенно невозможно описать здесь, сколько всего и всякого я передумала за четыре с лишним месяца после прочтения «Быка из машины», скажу, что все это мне безмерно дорого. Серьезно, не каждая книга заставит тебя прослушать курс лекций по нейробиологии, пару лекций про ИИ, перечитать кое-что из Эко, Борхеса, Гумилева (хорошо бы сюда добавить и «Божественную Комедию», но это было бы ложью, ее я перечитывала по другому поводу), а главное – размышлять.
И, наконец, это просто красиво – детектив о Лабиринте, в котором убийца – часть Лабиринта. Особенно, если повспоминать другие детективы о Лабиринтах. Впрочем, это необязательно. Текст сам хватает тебя за шкирку и тычет носом в твой праведный гнев.
P.S. Да, я настаиваю на том, что роман написан с любовью к человечеству в целом и Борхесу в частности. Не зря же после него так много думается о любви.
Обычно, говоря о книге, я описываю, как ее прочла и что в итоге надумала, параллельно раскрывая ход мысли, и только потом сообщаю насколько она мне понравилась. Размышляя о «Быке из машины», я была вынуждена признать, что данный подход нелогичен. Возможно, дело в том, что эта история трогает меня как никакая другая и при чтении у меня просто не получается от нее отделиться, не получается смотреть на нее со стороны. Только из глубины себя.
Кажется, с помощью этого романа я, наконец, нащупала собственную идентичность. Ту точку, в которой невозможно иметь больше одного мнения. «Бык из машины» – роман изумительный: жесткий, властный, остроумный, совершенно неудобный для чтения и при этом моментально прочитывающийся, написанный с огромной любовью.
Также, возможно, дело в емкости текста. Вообще два последние (из опубликованных) романа… они словно бы «Бездна...», рассказанная по-новому. Совершенно необъятная глыба смыслов, вписанная в небольшой кусок вымышленной реальности.
Однако, я не могу сказать, что при обилии смыслов не улавливается основная мысль. Улавливается. Лучше всего она сформулирована в испанской пословице: «сон разума порождает чудовищ».
Вот тут-то и начинаются чудеса. Потому что, сколько ни думай, все равно оказывается, ты ходишь по кругу, ловя за хвост приглашение пробудиться и убить дракона в себе. Зачем?.. Да просто это роман об обучении и воспитании. Все-таки у меня получилось подобрать аргументы. Я уже произнесла ключевое слово – «круг», или «цикл», если по-гречески. У Умберто Эко в эссе «От древа к лабиринту» описаны три вида лабиринтов (кстати, у Олди в книге расследование ведут три персонажа, три сына), третий из которых – сеть. Собственно, по принципу сети устроена система накопления и передачи знаний – энЦИКЛоПЕДИЯ. Так вот, то, что сначала было просто следствием изучения мира, хранилищем информации, постепенно оформляется, обретает сущности и само приступает к изучению мира и человечества. Человечества, история которого в общем и целом сводится к истории войн. Оно ищет язык, понятный людям. Находит. И имя ему – насилие.
Каким же органичным в этой связи предстает «Кекропольский мир», боги которого созданы и обучены человеком!
Книга понравилась. И хотя совершенно невозможно описать здесь, сколько всего и всякого я передумала за четыре с лишним месяца после прочтения «Быка из машины», скажу, что все это мне безмерно дорого. Серьезно, не каждая книга заставит тебя прослушать курс лекций по нейробиологии, пару лекций про ИИ, перечитать кое-что из Эко, Борхеса, Гумилева (хорошо бы сюда добавить и «Божественную Комедию», но это было бы ложью, ее я перечитывала по другому поводу), а главное – размышлять.
И, наконец, это просто красиво – детектив о Лабиринте, в котором убийца – часть Лабиринта. Особенно, если повспоминать другие детективы о Лабиринтах. Впрочем, это необязательно. Текст сам хватает тебя за шкирку и тычет носом в твой праведный гнев.
P.S. Да, я настаиваю на том, что роман написан с любовью к человечеству в целом и Борхесу в частности. Не зря же после него так много думается о любви.
Комментариев нет