Oleg Telemskiy (Facebook): "Беда современной фантастики – в отсутствии фантазии"
Oleg Telemskiy (Facebook):
Беда современной фантастики – в отсутствии фантазии.
Да-да, именно к такому, несколько парадоксальному выводу можно прийти после даже поверхностного ознакомления с кратким содержанием 98 процентов современной фантастики. Заходишь в раздел фантастики – кажется что перед тобой тысячи разных книг, произведений, сюжетов. Однако на самом деле это не более чем иллюзия. На самом деле, мы имеем дело с одним, от силы тремя сюжетами. Эти сюжеты разыгрываются героями с разными именами, в разных декорациях, с разным уровнем стилистической грамотности начиная от «охвостий человеческих тел» и заканчивая неплохо написанными, но, вот беда ровно теми же самыми сюжетными коллизиями. Всегда есть один герой, который попадает в какой-то неизвестный ему мир, находит с десяток роялей в кустах, постепенно превращаясь из невинного глупца в великого героя, иногда бога, иногда супермена, попутно кроша из своего огнемета или маго-мета разного рода чудовищ и злодеев. Все это неимоверно скучно именно из за его неизменной повторяемости, предсказуемости и стереотипности.
На этом изрядно удручающем фоне, вот уже много лет меня радуют романы Генри Лайон Олди. Красота каждого романа Олди – в его непредсказуемости. Шаблонное сознание просто не в состоянии предсказать не то чтобы финал (обычно в современной фантастике прочитав десять страниц уже знаешь чем оно кончится) но поворот сюжета на следующей странице.
Очень радует писательский подход Олди. Когда читаешь роман Олди возникает ощущение что авторы, несколько лет посвятили исследованию той культуры в декорации которой они помещают действие своего очередного романа. Это может быть средневековая Польша, дореволюционная Россия, мифы древней Греции, Китая, Японии, или северный эпос. Дочитывая почти каждый роман Олди ловишь себя на мысли что помимо сюжета, (который каждый раз оригинален, авторы не только не тиражируют стандартные клише но и уходят от повторов своих сюжетных моделей что имхо поднимает их творчество на уровень гениального), авторам каждый раз удается передать неповторимый колорит культуры и мифологии которой они пользуются. То есть меняются не только имена богов и героев, радуя читателя новизной (даже на это сейчас мало кто способен обычно находясь в одном единственном шаблоне) меняется сам контекст действия, сами незримые правила игры, определяющие внутреннюю логику построения текста, развитие сюжета, особый темпоритм, свойственный именно этой культуре. То есть если Олди пишут скажем в декорациях китайских мифов – это поразительная передача исключительно китайского колорита где все подчинено ритуалу, письму, особой «благородной бюрократии» свойственной только китайскому мироощущению. Если это индийский эпос, то все пронизывает трагизм упадка, движения от золотого века к кали юге, если это греческие декорации, то на передний план выходят чисто античные мотивы отношений номоса и космоса, особая агональность (состязательность) и опять же трагичность движения от золота к железу. При этом авторам как будто удается высветить сокрытую, теневую сторону конкретной культуры, мифологемы и вынести ее на первый план.
В общем, вчера я дочитал один из последних романов Олди «Сильные» (на этот раз в декорациях эпоса северных народов России), и в связи с этим доволен как слон.
Да если у кого возникнет желание почитать Олди рекомендую начинать с его индийского цикла «Черный Баламут». Или с Кабирского цикла вроде «Путь меча» или «Я возьму сам». Последние романы Олди точно также тысячекратно сильнее всей современной фантастики но будем честны, немного проигрывают им же ранним.
Беда современной фантастики – в отсутствии фантазии.
Да-да, именно к такому, несколько парадоксальному выводу можно прийти после даже поверхностного ознакомления с кратким содержанием 98 процентов современной фантастики. Заходишь в раздел фантастики – кажется что перед тобой тысячи разных книг, произведений, сюжетов. Однако на самом деле это не более чем иллюзия. На самом деле, мы имеем дело с одним, от силы тремя сюжетами. Эти сюжеты разыгрываются героями с разными именами, в разных декорациях, с разным уровнем стилистической грамотности начиная от «охвостий человеческих тел» и заканчивая неплохо написанными, но, вот беда ровно теми же самыми сюжетными коллизиями. Всегда есть один герой, который попадает в какой-то неизвестный ему мир, находит с десяток роялей в кустах, постепенно превращаясь из невинного глупца в великого героя, иногда бога, иногда супермена, попутно кроша из своего огнемета или маго-мета разного рода чудовищ и злодеев. Все это неимоверно скучно именно из за его неизменной повторяемости, предсказуемости и стереотипности.
На этом изрядно удручающем фоне, вот уже много лет меня радуют романы Генри Лайон Олди. Красота каждого романа Олди – в его непредсказуемости. Шаблонное сознание просто не в состоянии предсказать не то чтобы финал (обычно в современной фантастике прочитав десять страниц уже знаешь чем оно кончится) но поворот сюжета на следующей странице.
Очень радует писательский подход Олди. Когда читаешь роман Олди возникает ощущение что авторы, несколько лет посвятили исследованию той культуры в декорации которой они помещают действие своего очередного романа. Это может быть средневековая Польша, дореволюционная Россия, мифы древней Греции, Китая, Японии, или северный эпос. Дочитывая почти каждый роман Олди ловишь себя на мысли что помимо сюжета, (который каждый раз оригинален, авторы не только не тиражируют стандартные клише но и уходят от повторов своих сюжетных моделей что имхо поднимает их творчество на уровень гениального), авторам каждый раз удается передать неповторимый колорит культуры и мифологии которой они пользуются. То есть меняются не только имена богов и героев, радуя читателя новизной (даже на это сейчас мало кто способен обычно находясь в одном единственном шаблоне) меняется сам контекст действия, сами незримые правила игры, определяющие внутреннюю логику построения текста, развитие сюжета, особый темпоритм, свойственный именно этой культуре. То есть если Олди пишут скажем в декорациях китайских мифов – это поразительная передача исключительно китайского колорита где все подчинено ритуалу, письму, особой «благородной бюрократии» свойственной только китайскому мироощущению. Если это индийский эпос, то все пронизывает трагизм упадка, движения от золотого века к кали юге, если это греческие декорации, то на передний план выходят чисто античные мотивы отношений номоса и космоса, особая агональность (состязательность) и опять же трагичность движения от золота к железу. При этом авторам как будто удается высветить сокрытую, теневую сторону конкретной культуры, мифологемы и вынести ее на первый план.
В общем, вчера я дочитал один из последних романов Олди «Сильные» (на этот раз в декорациях эпоса северных народов России), и в связи с этим доволен как слон.
Да если у кого возникнет желание почитать Олди рекомендую начинать с его индийского цикла «Черный Баламут». Или с Кабирского цикла вроде «Путь меча» или «Я возьму сам». Последние романы Олди точно также тысячекратно сильнее всей современной фантастики но будем честны, немного проигрывают им же ранним.
Комментариев нет