Чайна Мьевиль: «В поисках Джейка»
Чайна Мьевиль: «В поисках Джейка» (авторский сборник рассказов).
На английском сборник вышел в 2005-ом году, и в нем представлены ранние рассказы Чайны Мьевиля. В том числе – рассказ «Джек», примыкающий к трилогии о Нью-Кробюзоне и посвященный истории знаменитого Джека-Полмолитвы, неуловимого грабителя, нью-кробюзонского Робин Гуда. Остальные рассказы сборника – полностью самостоятельные, разве что в рассказе «Отчёт о неких событиях в Лондоне» можно усмотреть ну оооочень косвенные параллели с романом Мьевиля «Город и город».
БОльшая часть рассказов сборника – это хоррор и апокалиптика. Но такого хоррора и апокалиптики вы больше ни у кого не найдёте. Никаких вампиров и зомби, никаких ядерных войн и эпидемий, злобных пришельцев из космоса и фамильных проклятий. Нет, будут и колдуны, и мертвецы, и инфернальные исчадия (куда ж без инфернальных исчадий?!) – но все они окажутся совершенно нетипичными – или же, наоборот, типично-Мьевилевскими, то есть, не такими, как у всех. Но есть здесь ужас и Апокалипсис совсем иного рода. Когда само Мироздание даёт трещину, когда привычные законы природы и причинно-следственные связи перестают действовать, и гибнущим людям так и не удаётся постичь причину происходящего, определить источник обрушившейся на мир беды – не говоря уже о том, чтобы остановить это гибельное безумие. Лишь туманные намёки, смутные догадки и вопросы без ответов. Да, именно вопросов без ответов здесь больше всего.
Лишь рассказ «Самое время» заметно выбивается из общей мрачно-психоделической тональности сборника. Это ядовитая антимонопольная сатира, в которой досталось всем: и корпорациям, и обывателям, и экстремистам, и религиозным деятелям, и моде на сексуальные меньшинства – и много ещё кому и чему. Такого Рождества вы ещё точно не видели!
В целом же сборник вышел… странным? Ещё бы! А разве у Мьевиля бывают не странные книги? Неоднозначным? О да, однозначно!
Рекомендовать, как большинство романов Мьевиля, поостерегусь. Как на мой вкус / взгляд, чисто с литературной точки зрения рассказы Мьевиля, хотя и написаны достаточно хорошо, всё же послабее большинства его романов. И некоторые рассказы уж больно «чёрные» и беспросветные – даже для ужасов и Апокалипсиса. Опять же, множество вопросов без ответов: «А теперь сидите и гадайте, что это было!» — далеко не всем придутся по вкусу. Неповторимая аура, настроение, послевкусие? Да, это у большинства рассказов есть. Но не всем этого окажется достаточно.
Тем не менее, о том, что прочёл этот сборник, нисколько не жалею. А вы уж сами решайте для себя: стоит читать его, или нет.
На английском сборник вышел в 2005-ом году, и в нем представлены ранние рассказы Чайны Мьевиля. В том числе – рассказ «Джек», примыкающий к трилогии о Нью-Кробюзоне и посвященный истории знаменитого Джека-Полмолитвы, неуловимого грабителя, нью-кробюзонского Робин Гуда. Остальные рассказы сборника – полностью самостоятельные, разве что в рассказе «Отчёт о неких событиях в Лондоне» можно усмотреть ну оооочень косвенные параллели с романом Мьевиля «Город и город».
БОльшая часть рассказов сборника – это хоррор и апокалиптика. Но такого хоррора и апокалиптики вы больше ни у кого не найдёте. Никаких вампиров и зомби, никаких ядерных войн и эпидемий, злобных пришельцев из космоса и фамильных проклятий. Нет, будут и колдуны, и мертвецы, и инфернальные исчадия (куда ж без инфернальных исчадий?!) – но все они окажутся совершенно нетипичными – или же, наоборот, типично-Мьевилевскими, то есть, не такими, как у всех. Но есть здесь ужас и Апокалипсис совсем иного рода. Когда само Мироздание даёт трещину, когда привычные законы природы и причинно-следственные связи перестают действовать, и гибнущим людям так и не удаётся постичь причину происходящего, определить источник обрушившейся на мир беды – не говоря уже о том, чтобы остановить это гибельное безумие. Лишь туманные намёки, смутные догадки и вопросы без ответов. Да, именно вопросов без ответов здесь больше всего.
Лишь рассказ «Самое время» заметно выбивается из общей мрачно-психоделической тональности сборника. Это ядовитая антимонопольная сатира, в которой досталось всем: и корпорациям, и обывателям, и экстремистам, и религиозным деятелям, и моде на сексуальные меньшинства – и много ещё кому и чему. Такого Рождества вы ещё точно не видели!
В целом же сборник вышел… странным? Ещё бы! А разве у Мьевиля бывают не странные книги? Неоднозначным? О да, однозначно!
Рекомендовать, как большинство романов Мьевиля, поостерегусь. Как на мой вкус / взгляд, чисто с литературной точки зрения рассказы Мьевиля, хотя и написаны достаточно хорошо, всё же послабее большинства его романов. И некоторые рассказы уж больно «чёрные» и беспросветные – даже для ужасов и Апокалипсиса. Опять же, множество вопросов без ответов: «А теперь сидите и гадайте, что это было!» — далеко не всем придутся по вкусу. Неповторимая аура, настроение, послевкусие? Да, это у большинства рассказов есть. Но не всем этого окажется достаточно.
Тем не менее, о том, что прочёл этот сборник, нисколько не жалею. А вы уж сами решайте для себя: стоит читать его, или нет.
Комментариев нет