Стивен Холл: «Дневники голодной акулы»
Стивен Холл: «Дневники голодной акулы»
Как нынче модно говорить? «Разрыв шаблона и взрыв мозга»? Да, именно так! Пожалуй, эта книга Стивена Холла стала для меня главным открытием года, потеснив и книги Джеральда Брома, и Алексея Сальникова, и даже Джеффа Вандермеера. И не важно, что написана она более десяти лет назад. Нет, это совершенно не важно! Мистический триллер? Ноосферная психоделика? Магический реализм? Лингвистический постмодерн? Концептуальная проза пограничных состояний сознания?
На самом деле – все это вместе, и еще многое другое.
И это – дебютный роман автора?! Да иному хорошему (нет, правда хорошему!) писателю и после дюжины вполне достойных романов не достичь подобных высот!
Когда-то мы придумали термин «философский боевик» для обозначения того, что пишем мы, Олди. Так вот, книга Стивена Холла – это квинтэссенция философского боевика, или, если выражаться словами самого автора – его концепция. Причём боевик и философия не только замечательно уравновешивают друг друга, выдерживая практически идеальную пропорцию действия внутреннего и внешнего, но и настолько тесно взаимосвязаны, что от философского осмысления реальности, состояния собственного сознания и понимания и принятия тех или иных концепций напрямую зависит ментальное и физическое выживание героев.
Книга насквозь пронизана литературными аллюзиями, намёками, отсылками, упоминаниями, скрытыми и прямыми цитатами – от Мелвилла и Клавелла до «Волшебника страны Оз» и «Сказок Тысячи и одной ночи», от Паланика и Пелевина – до Хокинга и дзэнских притч, «Челюстей» (как книги, так и фильма), Хемингуэя и Льва Толстого. При этом язык и стиль – свой, не заимствованный, авторский – и, надо сказать, язык у Холла хорош и хорош весьма. Зримая точность бытовых деталей и изменённых психических состояний, эмоций и мотиваций, пронзительная яркость метафор, ёмкость и прозрачность языка, каким написана книга – все это заставляет невольно верить в происходящее, даже когда предельный реализм сменяется психоделическим кошмаром на грани сна и яви, на грани реальности вещей и реальности идеальных концепций, которая оказывается куда опаснее, чем окружающий нас привычный тварный мир.
Здесь можно наткнуться на концептуальных хищников и химическую реинкарнацию бывшего человека, на лингвистические вирусы и многотелое сверхсущество, на партизанку внепространственного мира и последнего адепта дзэн-лингвистской боевой школы «Сётай-Му».
Но скорее они сами найдут вас. И это очень важно – кто успеет раньше.
Выверенная композиция. Любой кажущийся «провис» на самом деле даёт читателю небольшую паузу – осмыслить прочитанное, справиться с бурей эмоций и мыслей – и вновь нырнуть в таинственные и притягательные глубины книги. Философия и действие, мысли и чувства, ирония и трагедия чередуются, перетекают друг в друга – и в конце концов сливаются в единую и неделимую ткань насыщенного множественными смыслами текста.
А вообще-то это книга о любви и смерти. И о...
Нет, большего я вам не скажу. Просто прочтите эту книгу Стивена Холла.
Рекомендую категорически и концептуально!
Как нынче модно говорить? «Разрыв шаблона и взрыв мозга»? Да, именно так! Пожалуй, эта книга Стивена Холла стала для меня главным открытием года, потеснив и книги Джеральда Брома, и Алексея Сальникова, и даже Джеффа Вандермеера. И не важно, что написана она более десяти лет назад. Нет, это совершенно не важно! Мистический триллер? Ноосферная психоделика? Магический реализм? Лингвистический постмодерн? Концептуальная проза пограничных состояний сознания?
На самом деле – все это вместе, и еще многое другое.
И это – дебютный роман автора?! Да иному хорошему (нет, правда хорошему!) писателю и после дюжины вполне достойных романов не достичь подобных высот!
Когда-то мы придумали термин «философский боевик» для обозначения того, что пишем мы, Олди. Так вот, книга Стивена Холла – это квинтэссенция философского боевика, или, если выражаться словами самого автора – его концепция. Причём боевик и философия не только замечательно уравновешивают друг друга, выдерживая практически идеальную пропорцию действия внутреннего и внешнего, но и настолько тесно взаимосвязаны, что от философского осмысления реальности, состояния собственного сознания и понимания и принятия тех или иных концепций напрямую зависит ментальное и физическое выживание героев.
Книга насквозь пронизана литературными аллюзиями, намёками, отсылками, упоминаниями, скрытыми и прямыми цитатами – от Мелвилла и Клавелла до «Волшебника страны Оз» и «Сказок Тысячи и одной ночи», от Паланика и Пелевина – до Хокинга и дзэнских притч, «Челюстей» (как книги, так и фильма), Хемингуэя и Льва Толстого. При этом язык и стиль – свой, не заимствованный, авторский – и, надо сказать, язык у Холла хорош и хорош весьма. Зримая точность бытовых деталей и изменённых психических состояний, эмоций и мотиваций, пронзительная яркость метафор, ёмкость и прозрачность языка, каким написана книга – все это заставляет невольно верить в происходящее, даже когда предельный реализм сменяется психоделическим кошмаром на грани сна и яви, на грани реальности вещей и реальности идеальных концепций, которая оказывается куда опаснее, чем окружающий нас привычный тварный мир.
Здесь можно наткнуться на концептуальных хищников и химическую реинкарнацию бывшего человека, на лингвистические вирусы и многотелое сверхсущество, на партизанку внепространственного мира и последнего адепта дзэн-лингвистской боевой школы «Сётай-Му».
Но скорее они сами найдут вас. И это очень важно – кто успеет раньше.
Выверенная композиция. Любой кажущийся «провис» на самом деле даёт читателю небольшую паузу – осмыслить прочитанное, справиться с бурей эмоций и мыслей – и вновь нырнуть в таинственные и притягательные глубины книги. Философия и действие, мысли и чувства, ирония и трагедия чередуются, перетекают друг в друга – и в конце концов сливаются в единую и неделимую ткань насыщенного множественными смыслами текста.
А вообще-то это книга о любви и смерти. И о...
Нет, большего я вам не скажу. Просто прочтите эту книгу Стивена Холла.
Рекомендую категорически и концептуально!
Комментариев нет