Рецензия Дмитрия Пономарёва на роман Г. Л. Олди «Шерлок Холмс против марсиан»
Рецензия Дмитрия Пономарёва на роман Г. Л. Олди «Шерлок Холмс против марсиан»
(оригинал: https://author.today/review/26996)
С уважением отношусь к смелым литературным экспериментам. Они не всегда удачны, хотя правильнее сказать — не всегда читающая публика воспринимает такие вещи с пониманием и благосклонностью. И тем не менее подобные творческие опыты, на мой взгляд, имеют особую прелесть и даже бесценны, ведь по сути своей — это скрупулёзное лабораторное исследование бездонных глубин литературы, в нашем случае — фантастической во всём её многообразии.
Помнится, когда впервые открыл томик с будоражащим фантазию названием «Шерлок Холмс против марсиан» — а это обстоятельство имело место несколько лет назад — у меня почти сразу появилась ассоциация с другим произведением, вышедшим из-под пера мэтра американской фантастики Роджера Желязны. Речь идёт о книге «Ночь в тоскливом октябре». Между этими двумя в общем-то совершенно разными текстами действительно немало общего. Правду говоря, объединяет обе книги прежде всего приём, лежащий в основе основ литературы постмодернизма — пастиш или, иначе говоря, мэшап.
На сюжете заострять внимание не буду, в этом романе он, по моему мнению, играет не главную роль. Скажу лишь, что действующие лица хорошо знакомы большинству читателей, и речь не только о величайшем английском сыщике (кроме Шерлока кого и чего там только нет!); что всё происходящее в романе — не так однозначно, а описываемые явления и события — не всегда представляют собой то, чем кажутся на первый взгляд. (Надеюсь, предыдущая фраза заинтриговала тех, кто книгу ещё не читал.) Однако выбранный способ рассказать историю, вероятно, придётся по вкусу не каждому. Иному читателю книга может показаться беспорядочным нагромождением сюжетных линий и персонажей, почерпнутых из других произведений; калейдоскопической мешаниной «пасхалок», подчас небрежно выставленных напоказ, а иногда тщательно спрятанных от глаз неискушённой публики. Всё это верно — но не до конца. Кажущаяся хаотичность повествования на самом деле иллюзорна. Напротив, сюжетные перипетии грамотно выстроены в замысловатую, но вовсе не сумбурную, а вполне упорядоченную конструкцию, и хладнокровно структурированы согласно неписаным правилам литературной игры.
Чем же меня очаровала книга? Пожалуй, вот этой филигранно сплетённой, и в то же время тонкой и изящной словно паутина сетью аллюзий или отсылок к несметному количеству фантастических — и не только фантастических! — произведений. И конечно же восхитительной иронией, которой буквально пронизан чуть ли не каждый абзац.
Возможно, «Шерлок Холмс против марсиан» — не самая удачная книга Олди, но, вне всяких сомнений, это любопытный литературный эксперимент, представляющий собой почти дедуктивное исследование фантастики и других жанров, а в первую очередь — ироничный, лёгкий, увлекательный, я бы даже сказал, шуточный роман, рассчитанный скорее на читателя не массового, но неглупого и к тому же обладающего некоторым багажом прочитанного.
(оригинал: https://author.today/review/26996)
С уважением отношусь к смелым литературным экспериментам. Они не всегда удачны, хотя правильнее сказать — не всегда читающая публика воспринимает такие вещи с пониманием и благосклонностью. И тем не менее подобные творческие опыты, на мой взгляд, имеют особую прелесть и даже бесценны, ведь по сути своей — это скрупулёзное лабораторное исследование бездонных глубин литературы, в нашем случае — фантастической во всём её многообразии.
Помнится, когда впервые открыл томик с будоражащим фантазию названием «Шерлок Холмс против марсиан» — а это обстоятельство имело место несколько лет назад — у меня почти сразу появилась ассоциация с другим произведением, вышедшим из-под пера мэтра американской фантастики Роджера Желязны. Речь идёт о книге «Ночь в тоскливом октябре». Между этими двумя в общем-то совершенно разными текстами действительно немало общего. Правду говоря, объединяет обе книги прежде всего приём, лежащий в основе основ литературы постмодернизма — пастиш или, иначе говоря, мэшап.
На сюжете заострять внимание не буду, в этом романе он, по моему мнению, играет не главную роль. Скажу лишь, что действующие лица хорошо знакомы большинству читателей, и речь не только о величайшем английском сыщике (кроме Шерлока кого и чего там только нет!); что всё происходящее в романе — не так однозначно, а описываемые явления и события — не всегда представляют собой то, чем кажутся на первый взгляд. (Надеюсь, предыдущая фраза заинтриговала тех, кто книгу ещё не читал.) Однако выбранный способ рассказать историю, вероятно, придётся по вкусу не каждому. Иному читателю книга может показаться беспорядочным нагромождением сюжетных линий и персонажей, почерпнутых из других произведений; калейдоскопической мешаниной «пасхалок», подчас небрежно выставленных напоказ, а иногда тщательно спрятанных от глаз неискушённой публики. Всё это верно — но не до конца. Кажущаяся хаотичность повествования на самом деле иллюзорна. Напротив, сюжетные перипетии грамотно выстроены в замысловатую, но вовсе не сумбурную, а вполне упорядоченную конструкцию, и хладнокровно структурированы согласно неписаным правилам литературной игры.
Чем же меня очаровала книга? Пожалуй, вот этой филигранно сплетённой, и в то же время тонкой и изящной словно паутина сетью аллюзий или отсылок к несметному количеству фантастических — и не только фантастических! — произведений. И конечно же восхитительной иронией, которой буквально пронизан чуть ли не каждый абзац.
Возможно, «Шерлок Холмс против марсиан» — не самая удачная книга Олди, но, вне всяких сомнений, это любопытный литературный эксперимент, представляющий собой почти дедуктивное исследование фантастики и других жанров, а в первую очередь — ироничный, лёгкий, увлекательный, я бы даже сказал, шуточный роман, рассчитанный скорее на читателя не массового, но неглупого и к тому же обладающего некоторым багажом прочитанного.
Комментариев нет