Адриан Чайковски: «Псы войны»
Адриан Чайковски: «Псы войны»
Как лев сражаюсь в драке.
Тружусь я, как пчела.
А нюх, как у собаки,
А глаз, как у орла.
Это практически точная характеристика – нет, не сыщика из второй части мультфильма «Бременские музыканты», а штурмовой стаи мультиформов из романа Адриана Чайковски «Псы войны»: Рекс, антропоморфный боевой пёс-биоформ, медведица Патока, Дракон и Рой.
Роман начинается как залихватский и жёсткий боевик, действие которого происходит в недалёком будущем. Операции по зачистке и ликвидации, простые мысли верного Рекса, бесчеловечные приказы всемогущего и обожаемого Хозяина: всех, кого Хозяин объявляет врагами, необходимо убивать, и не важно, вооружены они или нет, сопротивляются, бегут или молят о пощаде. Они – враги. Так сказал Хозяин. Враги должны быть уничтожены. И Рекс честно выполняет приказы. Он – Хороший Пёс.
Но в какой-то момент связь с Хозяином пропадает, и Рексу, как командиру стаи, приходится самому принимать непростые решения. Рекс знает, что Патока умнее его, и обращается к ней за советом. В течение считаных дней простой и понятный мир Рекса, мир строгой иерархии, приказов и подчинения, начинает меняться, и вот уже Рекс должен сделать выбор: сразиться с людьми Хозяина и другими Псами – или позволить им уничтожить беззащитную деревню...
Поначалу роман очень напоминает книги Паоло Бачигалупи «Затонувшие города» и «Орудие войны», где действует весьма похожий на Рекса могучий собакочеловек Тул. Тул и Рекс похожи не только внешне, а также по своим боевым возможностям и предназначению. Оба они созданы в лабораториях и предназначены для войны и убийств – и проблемы у них тоже схожие: безусловное подчинение против свободы воли, инстинкты и программы против постепенно развивающейся личности – и многое другое. И скажем честно, у Бачигалупи всё это описано более живо, ярко, зримо и эмоционально. Впрочем, этому есть некоторое оправдание: специфическое мышление и восприятие Рекса в «Псах войны» Чайковски диктуют более скупой набор выразительных средств.
Но тут боевик на время заканчивается и на передний план выходит напряжённая судебная драма: войска ООН наконец вмешались в происходящее, боевые действия остановлены, а Рекс и его Хозяин оказались под следствием Международного Суда. Даст ли Рекс показания на своего Хозяина, военного преступника, повинного в массовых убийствах мирных людей? На первый взгляд, эта проблема кажется наиболее важной, но вскоре у ситуации обнаруживается второе, а там и третье дно. На кону не только существование всех биоформов как вида и популяции, но и...
А вот тут мы прекращаем дозволенные речи, дабы не плодить спойлеры, не раскрывать дальнейшую интригу и не портить удовольствие от чтения тем, кто еще не читал «Псов войны».
Увы, от сравнения с Бачигалупи всё равно никуда не деться, и, пожалуй, в плане литературного мастерства Бачигалупи на данный момент всё же посильнее Чайковски. Но у Чайковски есть свои достоинства. В своей книге он сумел затронуть куда более широкий спектр проблем и дать куда более развёрнутую и динамичную картину возможного будущего. Проблемы ксенофобии и интеграции в человеческое общество искусственно созданных существ. Развитие распределённых искусственных интеллектов. Иерархические системы в человеческом социуме, в стаях биоформов, в компьютерных сетях и в конгломератах из первого, второго и третьего. Возможные пути развития Человечества. Выход разума за пределы (человеческого?) тела. Подчинение и свобода воли...
Вот лишь неполный перечень проблем и вопросов, которые Адриан Чайковски поднимает в своей книге.
Быть может, книга получилась немного торопливой и легковесной. Ряд проблем затронут лишь поверхностно – но, похоже, автор и не ставил перед собой задачи в них углубляться. Зато он поставил в своей книге ряд серьёзных вопросов, на которые каждому читателю придётся отвечать самому. Это ли не достойная задача для литературы?
Итог: увлекательная и динамичная книга с закрученной интригой и боевиковым сюжетом, действие которой развивается в возможном недалёком будущем в декорациях вполне научной фантастики. Несмотря на всю «боевиковость» и связанную с ней некоторую легковесность, книга поднимает целый ряд серьёзных проблем и заставляет задуматься.
Прочёл с удовольствием и на одном дыхании.
Как лев сражаюсь в драке.
Тружусь я, как пчела.
А нюх, как у собаки,
А глаз, как у орла.
Это практически точная характеристика – нет, не сыщика из второй части мультфильма «Бременские музыканты», а штурмовой стаи мультиформов из романа Адриана Чайковски «Псы войны»: Рекс, антропоморфный боевой пёс-биоформ, медведица Патока, Дракон и Рой.
Роман начинается как залихватский и жёсткий боевик, действие которого происходит в недалёком будущем. Операции по зачистке и ликвидации, простые мысли верного Рекса, бесчеловечные приказы всемогущего и обожаемого Хозяина: всех, кого Хозяин объявляет врагами, необходимо убивать, и не важно, вооружены они или нет, сопротивляются, бегут или молят о пощаде. Они – враги. Так сказал Хозяин. Враги должны быть уничтожены. И Рекс честно выполняет приказы. Он – Хороший Пёс.
Но в какой-то момент связь с Хозяином пропадает, и Рексу, как командиру стаи, приходится самому принимать непростые решения. Рекс знает, что Патока умнее его, и обращается к ней за советом. В течение считаных дней простой и понятный мир Рекса, мир строгой иерархии, приказов и подчинения, начинает меняться, и вот уже Рекс должен сделать выбор: сразиться с людьми Хозяина и другими Псами – или позволить им уничтожить беззащитную деревню...
Поначалу роман очень напоминает книги Паоло Бачигалупи «Затонувшие города» и «Орудие войны», где действует весьма похожий на Рекса могучий собакочеловек Тул. Тул и Рекс похожи не только внешне, а также по своим боевым возможностям и предназначению. Оба они созданы в лабораториях и предназначены для войны и убийств – и проблемы у них тоже схожие: безусловное подчинение против свободы воли, инстинкты и программы против постепенно развивающейся личности – и многое другое. И скажем честно, у Бачигалупи всё это описано более живо, ярко, зримо и эмоционально. Впрочем, этому есть некоторое оправдание: специфическое мышление и восприятие Рекса в «Псах войны» Чайковски диктуют более скупой набор выразительных средств.
Но тут боевик на время заканчивается и на передний план выходит напряжённая судебная драма: войска ООН наконец вмешались в происходящее, боевые действия остановлены, а Рекс и его Хозяин оказались под следствием Международного Суда. Даст ли Рекс показания на своего Хозяина, военного преступника, повинного в массовых убийствах мирных людей? На первый взгляд, эта проблема кажется наиболее важной, но вскоре у ситуации обнаруживается второе, а там и третье дно. На кону не только существование всех биоформов как вида и популяции, но и...
А вот тут мы прекращаем дозволенные речи, дабы не плодить спойлеры, не раскрывать дальнейшую интригу и не портить удовольствие от чтения тем, кто еще не читал «Псов войны».
Увы, от сравнения с Бачигалупи всё равно никуда не деться, и, пожалуй, в плане литературного мастерства Бачигалупи на данный момент всё же посильнее Чайковски. Но у Чайковски есть свои достоинства. В своей книге он сумел затронуть куда более широкий спектр проблем и дать куда более развёрнутую и динамичную картину возможного будущего. Проблемы ксенофобии и интеграции в человеческое общество искусственно созданных существ. Развитие распределённых искусственных интеллектов. Иерархические системы в человеческом социуме, в стаях биоформов, в компьютерных сетях и в конгломератах из первого, второго и третьего. Возможные пути развития Человечества. Выход разума за пределы (человеческого?) тела. Подчинение и свобода воли...
Вот лишь неполный перечень проблем и вопросов, которые Адриан Чайковски поднимает в своей книге.
Быть может, книга получилась немного торопливой и легковесной. Ряд проблем затронут лишь поверхностно – но, похоже, автор и не ставил перед собой задачи в них углубляться. Зато он поставил в своей книге ряд серьёзных вопросов, на которые каждому читателю придётся отвечать самому. Это ли не достойная задача для литературы?
Итог: увлекательная и динамичная книга с закрученной интригой и боевиковым сюжетом, действие которой развивается в возможном недалёком будущем в декорациях вполне научной фантастики. Несмотря на всю «боевиковость» и связанную с ней некоторую легковесность, книга поднимает целый ряд серьёзных проблем и заставляет задуматься.
Прочёл с удовольствием и на одном дыхании.
Комментариев нет