• ,

Zmeewica о книге Г. Л. Олди «Герой должен быть один»: Маленьких обижают!

Zmeewica о книге Г. Л. Олди «Герой должен быть один»: Маленьких обижают!

Ненавижу такие книги.
Из-за них потом другие книги кажутся пресными.
Из-за них потом планка с требованиями к книге поднимается слишком высоко.
Из-за них потом тяжело читать другие книги, не сравнивая с этими.
Из-за них потом не могу вникнуть в мир новой книги, всё время возвращаюсь к этому.
Из-за них я трачу полугодовую нормы слёз за одну книгу – столько грустных, печальных, трогательных, нежных моментов, что слёзы на глазах сами появлялись.
Долго откладывала чтение это книги – и тема не привлекала, и то, что это часть цикла (а вдруг понравиться? Значит придется дочитывать весь цикл), и авторы мне знакомы мало (практически не знакомы), и античные мифы мне хорошо знакомы (значит и хэппи-энда ждать не стоит, и сюжет более-менее предсказуем).
Зря откладывала.
Давно не читала настолько вкусной и потрясающей книги, эмоций море и они не отпускают.
А какой язык, какие обороты речи, какие метафоры и сравнения, какое сплетение в один комок юмора и трагедии – я очарована.
«Вас? На Трою?! Вы год будете собираться, два – плыть по морю, потом девять лет просидите под стенами, перегрызетесь между собой и если и возьмете город, то только чудом!»
Тонко-тонко.
«Сам Амфитрион всерьез сомневался в особом блеске будущего Тесея, если тот в двенадцать лет кидается на шкуру с топором»
или
"… Посейдон детей хоронить не успевает – на сегодняшний день шести сыновей и двух внуков лишился!"
Блеск.
Красиво и легко авторы связали Геракла и Авраама.
Не менее элегантно авторы парой слов, парой предложений рассказывали истории героев – да вот с женой к оракулу идём. А то говорят надо перестать оборачиваться. Ай, как великолепно.
Мне понравилось, как авторы переиначили и переосмыслили мифы о Геракле и всех, кто жил в одно время с ним.
Это мир, где боги играют судьбами людей, не считаясь с их мнением, а люди обманывают богов, ни разу об этом не пожалев.
Это мир с малым количеством населения – почти все друг другу родственники. Что люди, что боги, а если еще и браки учесть, то без «почти». И очень часто герои кого-нибудь убивают – что специально, что случайно.
В этом мире многие проблемы из-за отсутствия ДНК-тестов на отцовство или невоздержанности.
Раньше думала, что полубоги и прочие полу-, что появлялись в античных мифах, это всего-навсего результат невоздержанности (в 90% случаев – исключительно Зевса). А оказалось, что в половине случаев это целенаправленные действия для выведения существ, которые могут убивать конкурентов, чтобы Семья не запачкала свои божественные ручки, а Одержимые не запачкали свои завистливые другие органы.
Персонажи меня покорили:
Хитрый Гермес – спрятал самое важное на самом видном месте. От, Лукавый, хитрее его никого в античном мире не было.
Ификл и Алкид – редкий пример братской любви. У меня нет ни единого сомнения в том, кто из близнецов куда ушёл – кто в Аид, кто на Олимп.
Первым родился – первым и ушёл. Всё же не боевой лук для Геракла любимое оружие, с детства. И Лихас был маленьким Гермесом только для одного свернуть.
Если бы Аид стал править небом вместо Зевса может история сложилась бы иначе – он мудрее Младшего; не даёт себе завидовать, а если и завидует, то только из-за простого такого события, как отцовство. Он голос разума и мудрости в этой истории.
Зевс не произвёл впечатления; трус, который приходит только к умирающим. И почему его так и не свергли. Попыток-то много было. И, кажется, это конец – если верховный бог стал стрелять в холостую, а то и вовсе не стрелять, то это очень плохо для богов.
Последний подарок Кроноса… не могу сказать, что это дар. Мне кажется, это ускорило уход Геракла в безумие и беспамятство.
Старуха Галинтиада и её внучка, а может и не внучка (слишком много душ дедов в этой истории живёт в телах внуков) – мерзкая тётка, но хитрая, этого не отнять.
Олимпийцы считали, что герой – это тот, кто рожден от связи с богом. Для меня герой – Амфитрион.
«Возница – это тот, кому везет.»
Он не опустил руки, когда узнал о невольной измене жены; он смог приструнить гордыню и промолчать; он не трепетал перед богами просто так, не боялся поднять на них руку; он заплатил страшную цену за возвращение из Аида и не сломался; он смог отодвинуть прошлое и жить новой жизнью.
Мальчик Иолай, получивший вторую жизнь в шесть лет – теперь мне понятно, почему именно он заботился об Алкмене на её старосте, почему он стал возничим Геракла, почему он был верным спутником Геракла. Правда не понятно, почему в некоторых мифах он же именуется любовником Геракла...
Понравилось, что авторы не идеализировали героев: это сейчас ты герой. А через 30 лет ты с братом и давним другом будешь всего лишь разбойником, убившим Акаста без вины.
Понравилось как автор переплёл Падших и Павших. И предводителя их, которого звали Эосфор, несущий свет, а там недалеко и до «светоносного», по латыни «люцифер».
Для меня было мало различий между Олимпийцами и Одержимыми – и те, и те решают свои проблемы с помощью детей; и те, и те выбрали за детей (сами, не спросив) полное отсутствие будущего для них; и те, и те создали оружие, и сами его испугались. Между ними только одно отличие – Олимпийцам пришлось за собой убирать.
И не герои они по факту, а проклятые.
Герой должен быть… один или одинок?
Или просто – должен быть?
По большому счёту, это книга о том, что главное – верить. Если ты веришь, то ты сам создаешь предмет своей веры, ты сам себе и жрец, и жертва. Это мир, где вера творит бытие.
Странно для современности читать о сексе между взрослым мужчиной и девушкой, зачастую ещё не достигшей женского совершеннолетия, или что жена спокойно воспринимает секс мужа с рабынями, пленницами и дочерьми гостеприимных хозяев.
Для меня в книге есть только три минуса:
Главная проблема у мужчин (богов и прочих бессмертных) этой книги – неудачная женитьба. Из-за этого первый минус – жёны героев исчезают из сюжета таинственным образом: ладно Мегара – её Иолаю спихнули, но потом она куда делать? К появлению Лаодамии её уже не было. Куда делась жена Ификла с обожженными ножками?
Еще минус – КАПС, в ВАЖНЫХ местах употреблён. Это лишнее, на мой взгляд.
Минус – чисто мой – опять я встретилась с амазонками из Фемискиры; недели не прошло, как прочла-прослушала про них книгу: Аркадий Крупняков — Амазонки. Но этот взгляд с другой стороны, гораздо живее, веселее и озорнее.
Надеюсь в этом году я больше не буду читать книги про античных героев; это уже то ли третья, то ли четвертая. Уже по блёвки.
Буду ли я перечитывать эту книгу? Ни-ко-гда. Восприняла её слишком эмоционально, на разрыв; я в лоскуты.
Буду ли я читать другие книги это цикла про античность? Не в этом десятилетии.
Буду ли я читать этих авторов ещё? Безусловно – да.
Буду ли я их читать в ближайшее время?
Безусловно – ни.за.что.
Обожаю такие книги.
  • 0

  • 0

Комментариев нет

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.