Что такое философский боевик
Что такое философский боевик
Термин «философский боевик» мы придумали примерно четверть века назад для обозначения литературного направления, в котором написано большинство наших (Олди) произведений — впрочем, не только наших. Вот как мы для себя его определяем:
«Боевик» — это не только драки, сражения и убийства. Это — напряженное ВНЕШНЕЕ действие (т. е., приключения героев, их перемещения в пространстве, изменение ситуации и предлагаемых обстоятельств, смена обстановки, появление новых и исчезновение старых действующих лиц — в т. ч., конечно же, и разнообразные «боевые» эпизоды — но далеко не только они).
«Философская» составляющая — это напряженное ВНУТРЕННЕЕ действие: изменение мотиваций героев, раскрытие их характеров, их мысли и переживания, изменение их психологического состояния, проблема выбора, принятие решений, раскрытие перед героями и читателем различных философских концепций и идей, изменение взаимоотношений героев, их характеров, мировоззрения и т. д.
В хорошем литературном произведении (подчеркиваем: в ЛЮБОМ хорошем литературном произведении, а далеко не только в фантастическом!), на наш взгляд, должны гармонично сочетаться обе эти составляющие. Т. е., напряженное внешнее действие должно сопровождаться ничуть не менее (а то и более!) напряженным внутренним действием. Это и есть философский боевик. Когда внешние события влияют на героев, на их взаимоотношения, мировоззрение, понимание мира и своего места в нем, на их мысли, чувства и принимаемые решения — и вследствие этих изменений герои начинают по-другому действовать, реагировать на события не так, как поначалу, соответственно изменяя ситуацию вокруг себя. Т. е., внешнее действие инициирует внутреннее, и наоборот.
Ибо, по нашему мнению, остающийся неизменным герой, сколько бы он ни бегал и ни воевал — это скучно. Как, впрочем, и рефлексирующий, думающий, анализирующий, переживающий, строящий философские концепции — но ничего не предпринимающий герой. Это другая крайность, и это тоже скучно. А вот «золотая середина» между ними — это и есть философский боевик.
В принципе, мы лишь придумали это название и дали приблизительное определение — что такое «философский боевик». Писали же в этом направлении (манере) задолго до нас. Из тех, кто удачно сочетал внутреннее действие с внешним, увлекательный сюжет с философскими мыслями, тонкую психологию и изменение характеров героев с отличными боевыми сценами и мощной интригой, мы бы среди фантастов могли назвать, к примеру, Роджера Желязны, Аркадия и Бориса Стругацких, Клиффорда Саймака, Герберта Уэллса, из нефантастов — Алексея Толстого, Михаила Булгакова (хотя у них обоих, разумеется, есть и фантастика!), Эриха Марию Ремарка…
Термин «философский боевик» мы придумали примерно четверть века назад для обозначения литературного направления, в котором написано большинство наших (Олди) произведений — впрочем, не только наших. Вот как мы для себя его определяем:
«Боевик» — это не только драки, сражения и убийства. Это — напряженное ВНЕШНЕЕ действие (т. е., приключения героев, их перемещения в пространстве, изменение ситуации и предлагаемых обстоятельств, смена обстановки, появление новых и исчезновение старых действующих лиц — в т. ч., конечно же, и разнообразные «боевые» эпизоды — но далеко не только они).
«Философская» составляющая — это напряженное ВНУТРЕННЕЕ действие: изменение мотиваций героев, раскрытие их характеров, их мысли и переживания, изменение их психологического состояния, проблема выбора, принятие решений, раскрытие перед героями и читателем различных философских концепций и идей, изменение взаимоотношений героев, их характеров, мировоззрения и т. д.
В хорошем литературном произведении (подчеркиваем: в ЛЮБОМ хорошем литературном произведении, а далеко не только в фантастическом!), на наш взгляд, должны гармонично сочетаться обе эти составляющие. Т. е., напряженное внешнее действие должно сопровождаться ничуть не менее (а то и более!) напряженным внутренним действием. Это и есть философский боевик. Когда внешние события влияют на героев, на их взаимоотношения, мировоззрение, понимание мира и своего места в нем, на их мысли, чувства и принимаемые решения — и вследствие этих изменений герои начинают по-другому действовать, реагировать на события не так, как поначалу, соответственно изменяя ситуацию вокруг себя. Т. е., внешнее действие инициирует внутреннее, и наоборот.
Ибо, по нашему мнению, остающийся неизменным герой, сколько бы он ни бегал и ни воевал — это скучно. Как, впрочем, и рефлексирующий, думающий, анализирующий, переживающий, строящий философские концепции — но ничего не предпринимающий герой. Это другая крайность, и это тоже скучно. А вот «золотая середина» между ними — это и есть философский боевик.
В принципе, мы лишь придумали это название и дали приблизительное определение — что такое «философский боевик». Писали же в этом направлении (манере) задолго до нас. Из тех, кто удачно сочетал внутреннее действие с внешним, увлекательный сюжет с философскими мыслями, тонкую психологию и изменение характеров героев с отличными боевыми сценами и мощной интригой, мы бы среди фантастов могли назвать, к примеру, Роджера Желязны, Аркадия и Бориса Стругацких, Клиффорда Саймака, Герберта Уэллса, из нефантастов — Алексея Толстого, Михаила Булгакова (хотя у них обоих, разумеется, есть и фантастика!), Эриха Марию Ремарка…
Комментариев нет