Эдуард Веркин: «Звездолет с перебитым крылом» / «Каникулы что надо»
Эдуард Веркин: «Звездолет с перебитым крылом».
Отличная повесть: добрая, страшная, трогательная. Это как если бы «Вино из одуванчиков» Брэдбери перебросили в провинциальный советский городок 1980-го года и сдобрили отменной порцией «Попытки к бегству» Стругацких.
И написано замечательно, что по нашим временам редкость.
Эдуард Веркин: «Каникулы что надо»
Эта повесть – косвенное продолжение замечательной повести Веркина «Звездолёт с перебитым крылом». Обе повести недавно были опубликованы под одной обложкой в издательстве «Эксмо».
Поначалу связь второй повести с первой далеко не очевидна. Безоблачное светлое будущее. Учебный полёт на космическом корабле к облаку Оорта. Цель полёта – сменить энергоблок в старом спутнике наблюдения. Но это не просто учебный полёт – это ещё и соревнование. К спутнику летят два корабля. Кто найдёт спутник первым и выполнит задание – тот выиграет. Слава победителю, позор проигравшему! На борту одного из кораблей, «Улисса» – двое курсантов Академии Циолковского и юный стажёр, который ещё не определился с выбором своего жизненного пути. Собственно, этот юный стажёр Макс, от чьего лица ведётся повествование, и есть главный герой повести.
Космические будни, долгие вахты, розыгрыш-«посвящение» для стажёра, азарт гонки к спутнику – кто первый?..
А после – долгие ленивые каникулы, инфантильные развлечения, беззлобная пикировка приятелей, понемногу одолевающая их скука… В этом мире будущего всё слишком хорошо. Канули в прошлое войны, преступность, болезни, голод, дефицит чего бы то ни было, жестокость и насилие… И люди слишком расслабились. Заскучали. Для многих из них жизнь – это скорее игра, в которой они сами изобретают себе надуманные проблемы и трудности, необременительные приключения и ненастоящие опасности. А те, кому этого недостаточно, ищут настоящих опасностей – в тех же космических полётах. У всеобщего благополучия и далеко шагнувшего вперёд прогресса обнаружилась своя оборотная сторона.
Из-за этой бесконфликтности, инфантильности и всеобщей расслабленности первая часть повести кажется изрядно затянутой и даже малость скучноватой – но позже приходит понимание: так и было задумано. Читая, исподволь проникаешься этой расслабленной атмосферой – и именно этого, похоже, добивался автор.
Всё резко меняется, когда в лесу троица приятелей натыкается на двух странных людей, которые ведут себя совсем не так, как все окружающие. Непонимание, недоумение, стресс, и, что называется, «разрыв шаблона». Это изрядная встряска для героев – и для читателя. Контраст с недавней безмятежностью – разительный. Веркин явно этого и добивался – и добился. Вся расслабленность и бесконфликтность разом заканчиваются, события развиваются стремительно и всё более драматично, выходя на пик неожиданной и трагической кульминации.
В повести явственно сквозят отсылки к «Попытке к бегству», «Полдню. XXII век» и некоторым другим книгам братьев Стругацких. И само общество Светлого Будущего, и ряд характерных замашек и хобби главных героев, и путаница с некоторыми реалиями прошлого в их головах, и лёгкая языковая стилизация… – хотя язык у Веркина всё-таки свой, Веркинский, пусть слегка и стилизованный под язык Стругацких. И повесть вышла своя, самостоятельная – при всех очевидных аллюзиях и прозрачных отсылках.
Несмотря на затянутую первую часть, повесть получилась сильная и куда более жёсткая, чем можно было предположить поначалу. Не пожалел, что прочёл.
Кстати, Эдуард Веркин вроде бы сообщил, что планирует написать третью повесть, которая окончательно увяжет вместе «Звездолёт с перебитым крылом» и «Каникулы что надо». Что ж, буду ждать и обязательно прочту, когда третья повесть выйдет.
Отличная повесть: добрая, страшная, трогательная. Это как если бы «Вино из одуванчиков» Брэдбери перебросили в провинциальный советский городок 1980-го года и сдобрили отменной порцией «Попытки к бегству» Стругацких.
И написано замечательно, что по нашим временам редкость.
Эдуард Веркин: «Каникулы что надо»
Эта повесть – косвенное продолжение замечательной повести Веркина «Звездолёт с перебитым крылом». Обе повести недавно были опубликованы под одной обложкой в издательстве «Эксмо».
Поначалу связь второй повести с первой далеко не очевидна. Безоблачное светлое будущее. Учебный полёт на космическом корабле к облаку Оорта. Цель полёта – сменить энергоблок в старом спутнике наблюдения. Но это не просто учебный полёт – это ещё и соревнование. К спутнику летят два корабля. Кто найдёт спутник первым и выполнит задание – тот выиграет. Слава победителю, позор проигравшему! На борту одного из кораблей, «Улисса» – двое курсантов Академии Циолковского и юный стажёр, который ещё не определился с выбором своего жизненного пути. Собственно, этот юный стажёр Макс, от чьего лица ведётся повествование, и есть главный герой повести.
Космические будни, долгие вахты, розыгрыш-«посвящение» для стажёра, азарт гонки к спутнику – кто первый?..
А после – долгие ленивые каникулы, инфантильные развлечения, беззлобная пикировка приятелей, понемногу одолевающая их скука… В этом мире будущего всё слишком хорошо. Канули в прошлое войны, преступность, болезни, голод, дефицит чего бы то ни было, жестокость и насилие… И люди слишком расслабились. Заскучали. Для многих из них жизнь – это скорее игра, в которой они сами изобретают себе надуманные проблемы и трудности, необременительные приключения и ненастоящие опасности. А те, кому этого недостаточно, ищут настоящих опасностей – в тех же космических полётах. У всеобщего благополучия и далеко шагнувшего вперёд прогресса обнаружилась своя оборотная сторона.
Из-за этой бесконфликтности, инфантильности и всеобщей расслабленности первая часть повести кажется изрядно затянутой и даже малость скучноватой – но позже приходит понимание: так и было задумано. Читая, исподволь проникаешься этой расслабленной атмосферой – и именно этого, похоже, добивался автор.
Всё резко меняется, когда в лесу троица приятелей натыкается на двух странных людей, которые ведут себя совсем не так, как все окружающие. Непонимание, недоумение, стресс, и, что называется, «разрыв шаблона». Это изрядная встряска для героев – и для читателя. Контраст с недавней безмятежностью – разительный. Веркин явно этого и добивался – и добился. Вся расслабленность и бесконфликтность разом заканчиваются, события развиваются стремительно и всё более драматично, выходя на пик неожиданной и трагической кульминации.
В повести явственно сквозят отсылки к «Попытке к бегству», «Полдню. XXII век» и некоторым другим книгам братьев Стругацких. И само общество Светлого Будущего, и ряд характерных замашек и хобби главных героев, и путаница с некоторыми реалиями прошлого в их головах, и лёгкая языковая стилизация… – хотя язык у Веркина всё-таки свой, Веркинский, пусть слегка и стилизованный под язык Стругацких. И повесть вышла своя, самостоятельная – при всех очевидных аллюзиях и прозрачных отсылках.
Несмотря на затянутую первую часть, повесть получилась сильная и куда более жёсткая, чем можно было предположить поначалу. Не пожалел, что прочёл.
Кстати, Эдуард Веркин вроде бы сообщил, что планирует написать третью повесть, которая окончательно увяжет вместе «Звездолёт с перебитым крылом» и «Каникулы что надо». Что ж, буду ждать и обязательно прочту, когда третья повесть выйдет.
Комментариев нет