Михалевская Анна: «В коконе»
Михалевская Анна: «В коконе»
Научная фантастика? Мистика? Магический реализм? Современная психологическая проза с элементами символизма? На наш взгляд, роман Анны Михалевской «В коконе» — всё это вместе взятое, плюс ещё немного сверх того.
Первое, что порадовало, когда мы начали читать этот роман – язык. Литературный, образный, живой, яркий. А ещё – разный. Принцип языковой полифонии романа тут соблюдён целиком и полностью, причём соблюдён не потому что «так положено в романе» — а с явным удовольствием и даже с некоторым изяществом. Главы от персонажей, ведущих сюжетные линии, интермедии-флешбеки – все они написаны разным языком, подходящим именно этому персонажу и конкретному эпизоду, повествованию от первого либо от третьего лица (в романе есть и то, и другое). Надо отметить и персонификацию речи. Все герои говорят наособицу, в одной только им свойственной манере, узнаваемо и живо. Тут и речь уверенного в себе, вальяжного внешне и жёсткого внутри директора филиала корпорации; и неповторимый одесский говор; и бандитский жаргон; речь мужская и женская, речь знающих себе цену – и, напротив, неуверенных, закомплексованных людей. Все – живые, все – разные.
Второе, что по-хорошему удивило и порадовало – это жесткое и неуклонное развитие конфликта и плотность событий на единицу текста. Проблемы у героев начинаются с самого начала – и проблемы нешуточные, которые не решишь с полпинка, да и вообще не очень понятно: как их решать? А на уже имеющиеся проблемы одна за другой наворачиваются новые, автор не даёт ни героям, ни читателю расслабиться ни на секунду, всё время что-то происходит, проблемы и опасные загадки плодятся едва ли не в геометрической прогрессии – только успевай разгребать! И это всё, почти до финала книги – без всякой стрельбы, мордобоя, погонь и схваток. Да иной залихватский боевик позавидует такой плотности действия!
Впрочем, ближе к финалу, когда напряжение действия ещё более возрастает, будут и драки, и погони, и схватки в виртуальной реальности, чреватые вполне реальными фатальными последствиями… Но – в меру, без перебора. Всё-таки роман Михалевской – ни в коем случае не боевик, хотя остросюжетных эпизодов в нём хватает.
В романе сложная, лихо закрученная интрига – и такая же сложная, выстроенная из многих звеньев композиция. Местами, быть может, даже слишком сложная и слишком закрученная. Автор поставил себе высокую планку и местами не до конца справляется с поставленной задачей. В какой-то момент, примерно к середине романа, начинаешь отчасти путаться в хитросплетениях сюжета, пытаясь свести происходящие события, поступки и мотивации героев воедино – и получается это со скрипом. Уже известные читателю фрагменты действия по разным сюжетным линиям с трудом стыкуются в голове, во всей этой хитросплетённой паутине недолго и запутаться. Думается, со сложностью интриги автор несколько перестаралась. Нет, в конце концов паззл складывается, и логика событий проясняется, но до того следить за всем, что происходит в романе, стараясь не упустить при этом что-то существенное, было довольно трудно.
… Итак, примерно наше время, Одесса, в которой раскинул свои щупальца… вернее, нити ментально-виртуальной паутины филиал загадочной и могущественной корпорации «Кокон». Что-то в местной сети корпорации пошло не так, и начальство ставит ультиматум «пауку» — координатору сети Виктору: разобраться и решить проблемы в кратчайший срок. Параллельно идёт охота на вроде бы ничем не примечательную девушку Полину, которая работает продавщицей в книжном магазине. Неожиданно она оказалась нужной всем: бандитам, что намерены выбить из Полины долг её непутёвого брата, хозяину сети магазинов местному олигарху Скелету, могущественному «Кокону» — и таинственному Хтону: он назначает Полине встречу, намереваясь приобрети у неё странную семейную реликвию, которую Полина вознамерилась продать, чтобы заплатить бандитам долг и выручить брата.
С каждой главой каша заваривается всё круче: к действию подключаются влиятельный конкурент «Кокона», киевское начальство, загадочный игрок-одиночка, помощница «паука» Виктора Евгения, которая то ли всерьёз запуталась во всей этой паутине, то ли ведёт странную двойную игру… Ментальная сеть, которая перераспределяет психофизическую энергию подключённых к ней людей, виртуальные двойники, шантаж, манипуляции, угрозы, интриги, похищения… Отчаянные попытки Виктора, Полины, Хтона и директора филиала «Кокона» выправить ситуацию – каждый пытается это сделать по-своему, своими методами и со своими целями; тёмные тайны прошлого героев, античная мифология и мистика, древние места силы...
По ходу чтения обратили внимание на ещё одну особенность романа: едва ли не все герои в нём – если не родственники, то, как минимум, любовники, бывшие любовники или, на худой конец, одноклассники. Да, понимаем: в Одессе все друг друга знают. Возможно, таким образом автор хотела подчеркнуть, что ментальные связи и зависимости опутывают и связывают по рукам и ногам, заключают в незримые коконы в первую очередь самых близких людей — помимо воли и желания того, кто плетёт эту паутину. Всё понимаем, но с родственными и прочими связями в романе вышел некоторый перебор, как на наш взгляд. Призрак индийского фильма «Зита и Гита» тенью маячит на периферии восприятия.
Тем не менее, отрываться от чтения – за один присест этот роман не прочтёшь – было сложно. Книга увлекла. В финале напряжение действия возросло, выходя на кульминацию – и на грань общегородской катастрофы. Кульминация книги вышла мощной, а финал – вполне реалистичным, несмотря на всю фантастику и мистику: без натужного «хэппи-энда», но и без лишней чернухи. Так могло бы быть в жизни.
О чём эта книга на самом деле? На наш взгляд, сквозь фантастику и мистику, корпоративные тайны и античные мифы отчётливо проступает главное: это книга о нас-сегодняшних. О людях и о коконах, в которых мы закукливаемся – или в которые норовят упрятать нас другие, иногда даже самые близкие люди. О том, как непросто бывает порвать подобный кокон и освободиться, а сделать это рано или поздно необходимо. Зачем? Чтобы увидеть наконец мир таким, каков он есть, перестать слепо следовать за кем-то или плыть по течению – и начать принимать собственные решения. Прожить свою жизнь, а не ту, которую пытаются тебе навязать – и не важно, из каких побуждений.
Думается, книга именно об этом. Хотя, конечно, не только об этом.
Прочли с удовольствием, чего и вам желаем.
Роман выложен автором бесплатно (но только для онлайн-чтения) на сайте Author.Today: https://author.today/work/28802
Научная фантастика? Мистика? Магический реализм? Современная психологическая проза с элементами символизма? На наш взгляд, роман Анны Михалевской «В коконе» — всё это вместе взятое, плюс ещё немного сверх того.
Первое, что порадовало, когда мы начали читать этот роман – язык. Литературный, образный, живой, яркий. А ещё – разный. Принцип языковой полифонии романа тут соблюдён целиком и полностью, причём соблюдён не потому что «так положено в романе» — а с явным удовольствием и даже с некоторым изяществом. Главы от персонажей, ведущих сюжетные линии, интермедии-флешбеки – все они написаны разным языком, подходящим именно этому персонажу и конкретному эпизоду, повествованию от первого либо от третьего лица (в романе есть и то, и другое). Надо отметить и персонификацию речи. Все герои говорят наособицу, в одной только им свойственной манере, узнаваемо и живо. Тут и речь уверенного в себе, вальяжного внешне и жёсткого внутри директора филиала корпорации; и неповторимый одесский говор; и бандитский жаргон; речь мужская и женская, речь знающих себе цену – и, напротив, неуверенных, закомплексованных людей. Все – живые, все – разные.
Второе, что по-хорошему удивило и порадовало – это жесткое и неуклонное развитие конфликта и плотность событий на единицу текста. Проблемы у героев начинаются с самого начала – и проблемы нешуточные, которые не решишь с полпинка, да и вообще не очень понятно: как их решать? А на уже имеющиеся проблемы одна за другой наворачиваются новые, автор не даёт ни героям, ни читателю расслабиться ни на секунду, всё время что-то происходит, проблемы и опасные загадки плодятся едва ли не в геометрической прогрессии – только успевай разгребать! И это всё, почти до финала книги – без всякой стрельбы, мордобоя, погонь и схваток. Да иной залихватский боевик позавидует такой плотности действия!
Впрочем, ближе к финалу, когда напряжение действия ещё более возрастает, будут и драки, и погони, и схватки в виртуальной реальности, чреватые вполне реальными фатальными последствиями… Но – в меру, без перебора. Всё-таки роман Михалевской – ни в коем случае не боевик, хотя остросюжетных эпизодов в нём хватает.
В романе сложная, лихо закрученная интрига – и такая же сложная, выстроенная из многих звеньев композиция. Местами, быть может, даже слишком сложная и слишком закрученная. Автор поставил себе высокую планку и местами не до конца справляется с поставленной задачей. В какой-то момент, примерно к середине романа, начинаешь отчасти путаться в хитросплетениях сюжета, пытаясь свести происходящие события, поступки и мотивации героев воедино – и получается это со скрипом. Уже известные читателю фрагменты действия по разным сюжетным линиям с трудом стыкуются в голове, во всей этой хитросплетённой паутине недолго и запутаться. Думается, со сложностью интриги автор несколько перестаралась. Нет, в конце концов паззл складывается, и логика событий проясняется, но до того следить за всем, что происходит в романе, стараясь не упустить при этом что-то существенное, было довольно трудно.
… Итак, примерно наше время, Одесса, в которой раскинул свои щупальца… вернее, нити ментально-виртуальной паутины филиал загадочной и могущественной корпорации «Кокон». Что-то в местной сети корпорации пошло не так, и начальство ставит ультиматум «пауку» — координатору сети Виктору: разобраться и решить проблемы в кратчайший срок. Параллельно идёт охота на вроде бы ничем не примечательную девушку Полину, которая работает продавщицей в книжном магазине. Неожиданно она оказалась нужной всем: бандитам, что намерены выбить из Полины долг её непутёвого брата, хозяину сети магазинов местному олигарху Скелету, могущественному «Кокону» — и таинственному Хтону: он назначает Полине встречу, намереваясь приобрети у неё странную семейную реликвию, которую Полина вознамерилась продать, чтобы заплатить бандитам долг и выручить брата.
С каждой главой каша заваривается всё круче: к действию подключаются влиятельный конкурент «Кокона», киевское начальство, загадочный игрок-одиночка, помощница «паука» Виктора Евгения, которая то ли всерьёз запуталась во всей этой паутине, то ли ведёт странную двойную игру… Ментальная сеть, которая перераспределяет психофизическую энергию подключённых к ней людей, виртуальные двойники, шантаж, манипуляции, угрозы, интриги, похищения… Отчаянные попытки Виктора, Полины, Хтона и директора филиала «Кокона» выправить ситуацию – каждый пытается это сделать по-своему, своими методами и со своими целями; тёмные тайны прошлого героев, античная мифология и мистика, древние места силы...
По ходу чтения обратили внимание на ещё одну особенность романа: едва ли не все герои в нём – если не родственники, то, как минимум, любовники, бывшие любовники или, на худой конец, одноклассники. Да, понимаем: в Одессе все друг друга знают. Возможно, таким образом автор хотела подчеркнуть, что ментальные связи и зависимости опутывают и связывают по рукам и ногам, заключают в незримые коконы в первую очередь самых близких людей — помимо воли и желания того, кто плетёт эту паутину. Всё понимаем, но с родственными и прочими связями в романе вышел некоторый перебор, как на наш взгляд. Призрак индийского фильма «Зита и Гита» тенью маячит на периферии восприятия.
Тем не менее, отрываться от чтения – за один присест этот роман не прочтёшь – было сложно. Книга увлекла. В финале напряжение действия возросло, выходя на кульминацию – и на грань общегородской катастрофы. Кульминация книги вышла мощной, а финал – вполне реалистичным, несмотря на всю фантастику и мистику: без натужного «хэппи-энда», но и без лишней чернухи. Так могло бы быть в жизни.
О чём эта книга на самом деле? На наш взгляд, сквозь фантастику и мистику, корпоративные тайны и античные мифы отчётливо проступает главное: это книга о нас-сегодняшних. О людях и о коконах, в которых мы закукливаемся – или в которые норовят упрятать нас другие, иногда даже самые близкие люди. О том, как непросто бывает порвать подобный кокон и освободиться, а сделать это рано или поздно необходимо. Зачем? Чтобы увидеть наконец мир таким, каков он есть, перестать слепо следовать за кем-то или плыть по течению – и начать принимать собственные решения. Прожить свою жизнь, а не ту, которую пытаются тебе навязать – и не важно, из каких побуждений.
Думается, книга именно об этом. Хотя, конечно, не только об этом.
Прочли с удовольствием, чего и вам желаем.
Роман выложен автором бесплатно (но только для онлайн-чтения) на сайте Author.Today: https://author.today/work/28802
Комментариев нет