Стивен Кинг: «Институт»
Стивен Кинг: «Институт»
Самый свежий на сегодня роман Стивена Кинга, похоже, подводит итог одной из линий его творчества. Нет, ни в коем случае не итог ВСЕГО творчества Короля – дай ему бог здоровья, долгих лет жизни и еще многих замечательных книг! Тем более, что Кинг, судя по всему, сейчас заканчивает работу над новым романом под рабочим названием «If You Bleed». Главной героиней этой книги должна стать частный детектив Холли Гибни, знакомая читателям по трилогии «Мистер Мерседес» и роману «Чужак». На английском роман обещают выпустить до конца текущего, 2020-го года.
Жизнь продолжается, Кинг по-прежнему активно пишет, но при этом в романе «Институт» он собрал, подводя некие итоги, сюжетные ходы, приёмы и мотивы из целого ряда своих предыдущих книг: «Воспламеняющая взглядом», «Оно», «Сияние», «Доктор Сон», «Мёртвая зона» и «11/22/63». Многие из писавших об «Институте» сочли это самоповторами. На наш взгляд, Кинг сделал это намеренно, желая поставить роман в контекст других своих произведений, провести параллели, расширяющие поле восприятия текста и позволяющие сделать ряд обобщений, выходящих за пределы собственно «Института».
Главного героя, двенадцатилетнего вундеркинда Люка Эллиса, обладающего слабыми экстрасенсорными способностями, похищают, и он попадает в некий секретный Институт. Здесь над детьми проводят странные и болезненные эксперименты. Связаться с внешним миром невозможно, сбежать невозможно, экстрасенсорные способности ничем не помогут – они слишком слабы. И всё-таки Люк не сдастся, не опустит руки. Пусть он не может рассчитывать на свой хилый телекинез, но у него есть интеллект, развитый не по годам. А еще – новые друзья, которых он обрёл в Институте, такие же подопытные дети, как он сам. Люк уверен: в любой системе рано или поздно отыщется брешь.
Вот только не случится ли это слишком поздно? Ведь с Дальней половины Института, куда рано или поздно попадают все дети, никто не возвращается...
Кинг отлично сумел передать мировосприятие двенадцатилетнего мальчишки, который, несмотря на свой выдающийся интеллект, во многом остаётся ребёнком. Остальные герои – дети и подростки, а также взрослые: бывший полицейский Тим Джемисон, экономка Морин Алворсон и даже эпизодические персонажи вроде не видящего смысла в дальнейшей жизни Барабанщика, бездомной Энни и шерифа Эшворта – все они тоже вышли колоритными и запоминающимися.
Зато антигероев – сотрудников зловещего Института – Кинг намеренно вывел гротесковыми злодеями-садистами, достойными последователями доктора Менгеле. Одни из них вершат жестокие опыты и издевательства над детьми во имя Великой Цели; другие же просто делают свою отвратительную работу с садистским удовольствием и за хорошие деньги.
Этому есть вполне логичное объяснение: в книге заявлено, что ментальная атмосфера Института ощутимо давит на всех, кто в нём работает, разрушая личность, сводя с ума, превращая в неадекватных фанатиков, злобных психопатов и бездушных садистов – в зависимости от того, кто к чему изначально был более расположен. Интересно наблюдать, как гротеск строится на вполне логичном допущении, как элементы «комедии масок» растут из вполне обоснованного реализма.
Роман увлекает и затягивает с самого начала – даже когда ещё ничего особенного, вроде бы, не происходит. Скрытый нерв ощущается сразу, спустя несколько страниц оторваться от чтения становится невозможно. Несмотря на намеренно скуповатые выразительные средства, которые использует Кинг, сопереживание героям иногда просто зашкаливает. Этому способствует точность бытовых деталей. В книге всё зримо и достоверно, всё можно пощупать, услышать, обонять и даже ощутить на вкус, чтобы убедиться: безумие и ужас происходят на самом деле, здесь и сейчас. Нарочитая обыденность и прагматичность творящихся в Институте зверств также способствует этому ощущению.
Внутреннее действие, «саспенс», постепенно становится всё напряжённее, а после середины книги резко усиливается и действие внешнее, или «драйв», увлекая читателя в бешеный водоворот событий, где на кону стоят жизни героев.
К сожалению, кульминация, как на наш взгляд, вышла несколько «голливудской», из следующей за ней развязки местами торчат «хвосты» белых сюжетных ниток. Роман очень хорош почти до самого финала. Но финал… Он не «слит», как модно сейчас говорить, но проработать его получше, на наш взгляд, все же стоило бы.
Тем не менее, эта небольшая ложка дёгтя не слишком портит общее впечатление от романа. Да, «Институт» не идеален, шедевром мы бы его не назвали, но всё же книга хороша. Не пожалели, что прочли.
С нетерпением ждём следующую книгу Кинга – анонсированный на конец этого года роман «If You Bleed».
Самый свежий на сегодня роман Стивена Кинга, похоже, подводит итог одной из линий его творчества. Нет, ни в коем случае не итог ВСЕГО творчества Короля – дай ему бог здоровья, долгих лет жизни и еще многих замечательных книг! Тем более, что Кинг, судя по всему, сейчас заканчивает работу над новым романом под рабочим названием «If You Bleed». Главной героиней этой книги должна стать частный детектив Холли Гибни, знакомая читателям по трилогии «Мистер Мерседес» и роману «Чужак». На английском роман обещают выпустить до конца текущего, 2020-го года.
Жизнь продолжается, Кинг по-прежнему активно пишет, но при этом в романе «Институт» он собрал, подводя некие итоги, сюжетные ходы, приёмы и мотивы из целого ряда своих предыдущих книг: «Воспламеняющая взглядом», «Оно», «Сияние», «Доктор Сон», «Мёртвая зона» и «11/22/63». Многие из писавших об «Институте» сочли это самоповторами. На наш взгляд, Кинг сделал это намеренно, желая поставить роман в контекст других своих произведений, провести параллели, расширяющие поле восприятия текста и позволяющие сделать ряд обобщений, выходящих за пределы собственно «Института».
Главного героя, двенадцатилетнего вундеркинда Люка Эллиса, обладающего слабыми экстрасенсорными способностями, похищают, и он попадает в некий секретный Институт. Здесь над детьми проводят странные и болезненные эксперименты. Связаться с внешним миром невозможно, сбежать невозможно, экстрасенсорные способности ничем не помогут – они слишком слабы. И всё-таки Люк не сдастся, не опустит руки. Пусть он не может рассчитывать на свой хилый телекинез, но у него есть интеллект, развитый не по годам. А еще – новые друзья, которых он обрёл в Институте, такие же подопытные дети, как он сам. Люк уверен: в любой системе рано или поздно отыщется брешь.
Вот только не случится ли это слишком поздно? Ведь с Дальней половины Института, куда рано или поздно попадают все дети, никто не возвращается...
Кинг отлично сумел передать мировосприятие двенадцатилетнего мальчишки, который, несмотря на свой выдающийся интеллект, во многом остаётся ребёнком. Остальные герои – дети и подростки, а также взрослые: бывший полицейский Тим Джемисон, экономка Морин Алворсон и даже эпизодические персонажи вроде не видящего смысла в дальнейшей жизни Барабанщика, бездомной Энни и шерифа Эшворта – все они тоже вышли колоритными и запоминающимися.
Зато антигероев – сотрудников зловещего Института – Кинг намеренно вывел гротесковыми злодеями-садистами, достойными последователями доктора Менгеле. Одни из них вершат жестокие опыты и издевательства над детьми во имя Великой Цели; другие же просто делают свою отвратительную работу с садистским удовольствием и за хорошие деньги.
Этому есть вполне логичное объяснение: в книге заявлено, что ментальная атмосфера Института ощутимо давит на всех, кто в нём работает, разрушая личность, сводя с ума, превращая в неадекватных фанатиков, злобных психопатов и бездушных садистов – в зависимости от того, кто к чему изначально был более расположен. Интересно наблюдать, как гротеск строится на вполне логичном допущении, как элементы «комедии масок» растут из вполне обоснованного реализма.
Роман увлекает и затягивает с самого начала – даже когда ещё ничего особенного, вроде бы, не происходит. Скрытый нерв ощущается сразу, спустя несколько страниц оторваться от чтения становится невозможно. Несмотря на намеренно скуповатые выразительные средства, которые использует Кинг, сопереживание героям иногда просто зашкаливает. Этому способствует точность бытовых деталей. В книге всё зримо и достоверно, всё можно пощупать, услышать, обонять и даже ощутить на вкус, чтобы убедиться: безумие и ужас происходят на самом деле, здесь и сейчас. Нарочитая обыденность и прагматичность творящихся в Институте зверств также способствует этому ощущению.
Внутреннее действие, «саспенс», постепенно становится всё напряжённее, а после середины книги резко усиливается и действие внешнее, или «драйв», увлекая читателя в бешеный водоворот событий, где на кону стоят жизни героев.
К сожалению, кульминация, как на наш взгляд, вышла несколько «голливудской», из следующей за ней развязки местами торчат «хвосты» белых сюжетных ниток. Роман очень хорош почти до самого финала. Но финал… Он не «слит», как модно сейчас говорить, но проработать его получше, на наш взгляд, все же стоило бы.
Тем не менее, эта небольшая ложка дёгтя не слишком портит общее впечатление от романа. Да, «Институт» не идеален, шедевром мы бы его не назвали, но всё же книга хороша. Не пожалели, что прочли.
С нетерпением ждём следующую книгу Кинга – анонсированный на конец этого года роман «If You Bleed».
Комментариев нет