"Золотой лук" Г. Л. Олди: первые читательские впечатления
Виталий Федосеев, Иван Капустин и Максим Фарбер о книге Г. Л. Олди «Золотой лук. Книга 1: Если герой приходит»:
Виталий Федосеев:
Новая история от Олдей по Элладе.
Это история детства Гиппоноя, сына Главка, который позже прославится как Беллерофонт, победитель Химеры. История про богов и героев, и, разумеется, чудовищ — а это не только Химера, но и, например, Пегас.
ОЛДИ снова поднимают вопрос о том, где кончается смертный и начинается бог — и, подозреваю, однозначного ответа мы снова не узнаем (что не есть плохо, на мой взгляд).
Возвращаются персонажи из других книг, но надо учесть, что хронологически «Золотой Лук» идёт самой первой, перед «Внук Персея», и Гермес в этой книге и, например, в «Герой должен быть один» различаются достаточно сильно.
Книга хороша, и, как положено Олдям, ни капли не похожа на предыдущую.
Буду ждать вторую часть.
Иван Капустин:
Как рождается миф? Только не задавайте этот вопрос учёным мужам Фрейзеру, Элиаде или Кэмпбеллу. Они вступят в долгий спор, где золотые полки мифа и мономифа пойдут друг на друга под вой бойцовских дудок эго. И только старый и седой как лунь сатир Пропп нальет не глядя густого вина в рог, хмыкнет и молча выпьет, не чокаясь, за двух эпигонов гуманизма. Миф рождается не с рождения героя, не с первым встреченным спутником, не даже под шум раскрытых крыльев Пегаса. Он рожден стариком, который бредёт по дороге времени назад к своему появлению на свет. Мифотворчество — подобно слепому трикстеру, рождённому стариком с вечно юным мальчишкой за спиной. До конца первой книги я ждал вопроса «Кто ты такой?» и ответа «Не спрашивай, иначе я стану тобой». Берите новую работу Олдей, как берут и тут же натягивают золотой лук, чтобы выстрелить, куда укажет сердце. Не думая, любя. Камень к камню, который раз.
Максим Фарбер:
Должен сказать огромное спасибо Олдям за непредсказуемую, лихо закрученную интригу (что за связь между Гиппоноем и Хрисаором, как было непонятно с самого начала книги, так, наверно, не раскроется и до последних глав). За прекрасный язык (ну, это как всегда), за неожиданный и нетипичный для них рваный ритм повествования (у Гиппоноя явно проблемы с памятью — я подозреваю, что это как-то связано с его уходами под «шелуху»… но, опять же, непонятно). За фирменные олдевские приколы / пасхалки («прилетает по ночам лошадь», «люди, боги и я»), и то, что добрая половина этих пасхалок все же в итоге получает важное для сюжета развитие, а не остаётся — так сказать — вещью в себе.
И тут же: а как бы я написал об этом?.. Да, наверное, ничего интересного. Стал бы развивать тему Пегаса: вот, мол, Б. летал, а молва приписала Персею. Несправедливо! То есть, пошёл бы лёгкой дорожкой. Но, к чести Олдей, они-то как раз лёгких путей не ищут. (Но — да: Персей в книге будет; можете считать это лёгким спойлером… Его появление я «просек» почти сразу, и было очень приятно, что угадал).
В общем, 8 баллов чистыми. Или даже — 8,4. Надеюсь, что после книги 2 оценка таки поднимется до 9 (а 9 дл я меня более важная и значимая оценка, чем 10. 10 — это когда придраться не к чему. 9 — когда глубоко торкнуло, несмотря на некоторые формальные недостатки).
П.с.: До чего же мне нравится позднее творчество Олдей… С ним ничего не сравнится, кроме только раннего их творчества.
П.п.с.: «Герой пришёл, и усе бывает», — сказал Лелик. ;-) ;-) ;-)
Иллюстрация на обложке Владимира Бондаря, внутренние черно-белые иллюстрации Александра Семякина.
«Золотой лук. Книга 1: Если герой приходит» на «Мире Олди»: https://oldieworld.com/shop/books/esli-geroj-prihodit
«Золотой лук. Книга 1: Если герой приходит» на «Author.Today»: https://author.today/work/110584
«Золотой лук. Книга 1: Если герой приходит» на «Литмаркете»: https://litmarket.ru/books/zolotoy-luk-kniga-1-esli-geroy-prihodit
«Золотой лук. Книга 1: Если герой приходит» на «ЛитРесе»: https://www.litres.ru/genri-layon-oldi/zolotoy-luk-kniga-pervaya-esli-geroy-prihodit/
Виталий Федосеев:
Новая история от Олдей по Элладе.
Это история детства Гиппоноя, сына Главка, который позже прославится как Беллерофонт, победитель Химеры. История про богов и героев, и, разумеется, чудовищ — а это не только Химера, но и, например, Пегас.
ОЛДИ снова поднимают вопрос о том, где кончается смертный и начинается бог — и, подозреваю, однозначного ответа мы снова не узнаем (что не есть плохо, на мой взгляд).
Возвращаются персонажи из других книг, но надо учесть, что хронологически «Золотой Лук» идёт самой первой, перед «Внук Персея», и Гермес в этой книге и, например, в «Герой должен быть один» различаются достаточно сильно.
Книга хороша, и, как положено Олдям, ни капли не похожа на предыдущую.
Буду ждать вторую часть.
Иван Капустин:
Как рождается миф? Только не задавайте этот вопрос учёным мужам Фрейзеру, Элиаде или Кэмпбеллу. Они вступят в долгий спор, где золотые полки мифа и мономифа пойдут друг на друга под вой бойцовских дудок эго. И только старый и седой как лунь сатир Пропп нальет не глядя густого вина в рог, хмыкнет и молча выпьет, не чокаясь, за двух эпигонов гуманизма. Миф рождается не с рождения героя, не с первым встреченным спутником, не даже под шум раскрытых крыльев Пегаса. Он рожден стариком, который бредёт по дороге времени назад к своему появлению на свет. Мифотворчество — подобно слепому трикстеру, рождённому стариком с вечно юным мальчишкой за спиной. До конца первой книги я ждал вопроса «Кто ты такой?» и ответа «Не спрашивай, иначе я стану тобой». Берите новую работу Олдей, как берут и тут же натягивают золотой лук, чтобы выстрелить, куда укажет сердце. Не думая, любя. Камень к камню, который раз.
Максим Фарбер:
Должен сказать огромное спасибо Олдям за непредсказуемую, лихо закрученную интригу (что за связь между Гиппоноем и Хрисаором, как было непонятно с самого начала книги, так, наверно, не раскроется и до последних глав). За прекрасный язык (ну, это как всегда), за неожиданный и нетипичный для них рваный ритм повествования (у Гиппоноя явно проблемы с памятью — я подозреваю, что это как-то связано с его уходами под «шелуху»… но, опять же, непонятно). За фирменные олдевские приколы / пасхалки («прилетает по ночам лошадь», «люди, боги и я»), и то, что добрая половина этих пасхалок все же в итоге получает важное для сюжета развитие, а не остаётся — так сказать — вещью в себе.
И тут же: а как бы я написал об этом?.. Да, наверное, ничего интересного. Стал бы развивать тему Пегаса: вот, мол, Б. летал, а молва приписала Персею. Несправедливо! То есть, пошёл бы лёгкой дорожкой. Но, к чести Олдей, они-то как раз лёгких путей не ищут. (Но — да: Персей в книге будет; можете считать это лёгким спойлером… Его появление я «просек» почти сразу, и было очень приятно, что угадал).
В общем, 8 баллов чистыми. Или даже — 8,4. Надеюсь, что после книги 2 оценка таки поднимется до 9 (а 9 дл я меня более важная и значимая оценка, чем 10. 10 — это когда придраться не к чему. 9 — когда глубоко торкнуло, несмотря на некоторые формальные недостатки).
П.с.: До чего же мне нравится позднее творчество Олдей… С ним ничего не сравнится, кроме только раннего их творчества.
П.п.с.: «Герой пришёл, и усе бывает», — сказал Лелик. ;-) ;-) ;-)
Иллюстрация на обложке Владимира Бондаря, внутренние черно-белые иллюстрации Александра Семякина.
«Золотой лук. Книга 1: Если герой приходит» на «Мире Олди»: https://oldieworld.com/shop/books/esli-geroj-prihodit
«Золотой лук. Книга 1: Если герой приходит» на «Author.Today»: https://author.today/work/110584
«Золотой лук. Книга 1: Если герой приходит» на «Литмаркете»: https://litmarket.ru/books/zolotoy-luk-kniga-1-esli-geroy-prihodit
«Золотой лук. Книга 1: Если герой приходит» на «ЛитРесе»: https://www.litres.ru/genri-layon-oldi/zolotoy-luk-kniga-pervaya-esli-geroy-prihodit/
Комментариев нет