• ,

Казалось бы, при чем здесь носорог?

Казалось бы, при чем здесь носорог?
Лоуренс Норфолк: «Носорог для Папы Римского»


Есть книги, которые оставляют по себе мощное, долго не проходящее впечатление и «послевкусие», рождают необычные мысли и сильные переживания. Но об этих книгах всегда трудно писать и почти невозможно их анализировать. Пожалуй, для нас один из самых ярких примеров такой книги – роман «Носорог для Папы Римского» Лоуренса Норфолка. Почему? Книга эта представляется слишком большой и глубокой, обширной и многосторонней, чтобы в ней можно было выделить что-то однозначно главное и на этом сосредоточиться. Это роман обо всем. Роман-барокко, или, скорее, нео-барокко с элементами постмодернизма. Это одновременно историческая проза и авантюрно-приключенческий роман; драма и трагедия, а местами – откровенная комедия; это трагифарс и гротеск; роман философский и психологический; возвышенный и натуралистический. В нем сплавлены реализм и символизм, историческая правда и художественный вымысел, авантюрная интрига – и изрядная доля мистики, темной и светлой.
А каким замечательно образным и сочным языком все это написано!
Смена геологических эпох, рост и таяние ледников предстают не сразу осознаваемыми аналогиями исторических процессов, движения народов, заселения новых территорий, расцвета и падения государств и империй. Жизнь рыб в толще морских вод подобна жизни людей на поверхности суши. Взаимоотношения внутри крысиных гнезд и стай, сражения между ними и захват новых территорий подобны взаимоотношениям людей, населяющих великий Рим – и человеческим войнам. История военного похода Генриха Льва, скрывшийся под толщей морских вод языческий город Венета «на последнем берегу» и построенная на этом месте церковь аукаются событиями в настоящем и в чем-то определяют судьбы героев. Зарождение, течение, сезонные разливы и усыхания великой африканской реки подобны течению человеческой истории, которая сама имеет обыкновение повторяться – в большом и в малом...
Ну и, конечно же, это книга о людях. О превратностях фортуны, переплетении человеческих судеб и жизненных путей, об их странных пересечениях. О Провидении, Фатуме и свободе воли. Судьбы двух бродяг, беглецов, изгнанников и искателей приключений Сальвестро и Бернардо накрепко сплетаются с судьбами монахов из разрушающейся обители на острове Узедом – и ведут через пол-Европы, через Альпы, в Рим, к самому Папе Римскому. Ведь он один способен помочь монахам восстановить их обитель. И они, вопреки всему, добираются до Рима! Но здесь темное прошлое догоняет Сальвестро и Бернардо, их пути и пути монахов расходятся, а в действие оказываются вовлечены испанский и португальский послы, секретари и наемные убийцы, опальный полковник, а ныне всего лишь капитан Диего, участник давних трагических событий в Прато, который жаждет восстановить свою честь и достоинство; а также африканская принцесса – ныне рабыня-служанка у римской матроны; но это для нее всего лишь временно...
И сам Папа Римский. И многие другие.
Казалось бы, при чем здесь носорог?
Италия и северная Европа, острова и материки, зловонный и величественный Рим, леса, болота, горы, города и деревни; Африка и Индия, морские путешествия и переходы через горные перевалы; жестокость и милосердие, дружба и предательство, темная африканская мистика и мифология – и светлый образ Амалии, загадочной девочки: к ее белому платью не липнет грязь, она предвидит будущее, выводит героев из западни и говорит загадками. Святая? Пророчица? Ангел во плоти? Или просто девочка со странностями и ангелом-хранителем за плечами, которая должна была погибнуть, как и вся ее семья, в Прато, но не погибла?
Безнадежная экспедиция завершается совершенно неожиданно. Дебри африканского континента, столкновения интересов, интриги и заговоры, символизм и гротеск...
И светлая грусть в финале, когда перевернута последняя страница.
Об этой книге можно написать вдесятеро больше – и все равно не суметь охватить ее хоть сколько-нибудь полно.
Прочтите эту книгу.

Комментариев нет

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.