Отряд самоубийц в космосе. Джон Лав: «Вера»
Отряд самоубийц в космосе
Джон Лав: «Вера»
Стоит отметить, что «Вера» – это дебютная книга Джона Лава. И для дебюта книга весьма хороша, а главное – необычна. Хоть и не лишена ряда недостатков.
Действие происходит в далёком космическом будущем, где звездолёты вовсю бороздят просторы Галактики, где Человечество распространилось по Вселенной, колонизировав ряд пригодных для жизни планет – и встретило ряд других цивилизаций. С некоторыми из них люди вступили в альянс, образовав космическое Содружество, в котором земляне явно доминируют; с другими – поддерживают более или менее равноправные торговые и дипломатические отношения. Не обходится и без межзвездных конфликтов, но в целом Содружество существует достаточно мирно.
В Содружество входит и угасающая цивилизация шахран. Некогда она образовывала мощную Шахранскую империю, но около трехсот лет назад из ниоткуда объявился загадочный чужой корабль – и нанес ряд ударов по космическому флоту и планетам шахран. Шахране ничего не смогли ему противопоставить. После чего шахранская цивилизация быстро пришла в упадок – хотя нанесенный ей материальный урон и не был таким уж фатальным. Ныне шахране прозябают в качестве жалких сателлитов в возглавляемом землянами Содружестве.
А еще у шахран есть Книга Шрахра, где ее автор – великий мыслитель, ученый и писатель – излагает, чем на самом деле являлся загадочный корабль, который получил у шахран название «Вера». Чёрная ирония этого названия заключается в том, что шахране – раса атеистов, и слепая вера без доказательств им чужда.
Впрочем, шахранам вообще свойственна ирония. И зачастую – чёрная.
И вот, триста лет спустя, загадочный корабль объявляется вновь – и снова начинает наносить удары. На сей раз – по флотам и планетам Содружества. Да, это бывшие планеты Шахранской империи, где «Вера» триста лет назад уже побывала. Но правительство Содружества не сомневается: на сей раз этими планетами «Вера» не ограничится. Содружество встаёт перед лицом величайшей угрозы. Боевые корабли и целые флотилии, высланные простив «Веры», чужак с лёгкостью разносит в клочья. Подавляет системы планетарной обороны. Наносит жестокие удары. А затем исчезает, чтобы вскоре объявиться в другой звёздной системе Содружества – где всё повторяется.
Единственный шанс остановить чужака – девять боевых кораблей класса «аутсайдер», которые имеются у Содружества. Оружие последнего шанса.
Казалось бы, нужно срочно собрать все девять «аутсайдеров» в мощную ударную группировку, поддержать их обычными крейсерами и линкорами – и ударить по чужаку всей этой колоссальной огневой мощью. Вот только «аутсайдеры» – одиночки. Так они задумывались, так строились, так подбирались на них экипажи. И по отдельности каждый из «аутсайдеров» намного сильнее, чем в составе боевого соединения. Парадокс?
Разумеется, многим не по нутру такое решение: направить против «Веры» один-единственный боевой корабль – пусть и класса «аутсайдер». Сразиться с чужаком один на один? Что за глупости?! Поэтому решение отчаянно саботируют – и всё же, несмотря на все препятствия, «аутсайдер» с лучшим во всей Галактике экипажем в итоге выходит на поединок с чужаком.
Корабль «Чарльз Мэнсон» носит имя знаменитого главы тоталитарной секты, маньяка и убийцы из ХХ века. И экипаж корабля полностью соответствует его названию. В него вошли убийцы и психопаты, социопаты, маньяки и отморозки – однако обладающие некими умениями, талантами и способностями, которые слишком ценны, чтобы казнить или сгноить в тюрьме их обладателей. Далеко не все они – люди. И даже не все – гуманоиды.
Одна лишь женщина-пилот Каанг – не убийца, не психопатка. Но у неё есть врождённый талант. Она – лучший пилот Содружества. И она сама попросилась на «Чарльз Мэнсон». Это даёт «аутсайдеру» дополнительный шанс против «Веры». Но даже с учётом этого, шансы «Чарльза Мэнсона» против чужака невелики. Миссия выглядит поистине самоубийственной.
И всё же коммандер Фурд, его команда странных отморозков и их обладающий частичным сознанием корабль «Чарльз Мэнсон» сделают всё возможное и невозможное, чтобы остановить «Веру». Не потому что они получили приказ. Не потому что от исхода битвы, возможно, зависит судьба всего Содружества. А потому что это вызов, который они приняли сами.
Почти две трети книги занимает долгий, изнурительный, парадоксальный и жестокий поединок «Чарльза Мэнсона» и «Веры». Поначалу коммандер Фурд не желает знать, что представляет собой «Вера». Подсознательно он понимает, что знание это опасно – и хочет просто уничтожить чужака всеми возможными и невозможными средствами. Именно с этой целью на борт «Чарльза Мэнсона» перед вылетом загружают две ракеты странной конструкции, изготовленные по специальному заказу коммандера...
Но постепенно, в процессе долго поединка на задворках обитаемой звёздной системы, к Фурду приходит осознание: чтобы получить реальный шанс на победу, необходимо не только понять, чем же на самом деле является чужой корабль, зачем он уничтожает цивилизации и как именно воздействует на них – помимо мощного оружия, которым «Вера» начинена под завязку. Необходимо еще и разобраться в себе самих. Кто они такие – изгои, что собрались под защитной обшивкой «Чарльза Мэнсона»? Что они на самом деле здесь делают – и по какой причине?
В космосе продолжается изощренный и бескомпромиссный поединок двух космических кораблей: энергетическим орудиям противостоят силовые щиты, корпускулярным излучателям – маневры разрыва дистанции и уклонения; в ход идут дезинтеграторы и банальные ракеты – а также совсем уж специфические виды оружия; атаки и контратаки роёв ремонтно-боевых роботов чередуются с дистанционным информационным воздействием и его блокировкой...
А в паузах между очередными эпизодами боя перед нами проходят ретроспекции из прошлого героев – как дошли они до жизни такой и стали теми, кто они есть сейчас. И это прошлое оказывается отнюдь не однозначным: у каждого обнаруживаются как тёмные (что неудивительно для такого экипажа), так и, как ни странно, светлые стороны. Не обойдётся, разумеется, и без «скелетов в шкафах», и без неких давних ключевых событий, что толкнули героев на путь, в итоге приведший их в командную рубку «Чарльза Мэнсона».
Осознание своего прошлого, настоящего и будущего. Осознание своего противника – и своих целей и стремлений. Психология и психопатология; предопределение и свобода воли; фатализм и стремление к победе; обречённость и воля к жизни; пороки и добродетели; странная философия и ее не менее странное практическое применение; физика и метафизика; личные таланты и склонности – и их объединение в нечто большее; частное и общее; законы Мироздания и их нарушение; то, что разобщает – и то, что объединяет экипаж «Чарльза Мэнсона» – всё это постепенно сливается в единый конгломерат, даря понимание коммандеру Фурду и остальным героям – а вместе с ними и читателю...
Космический боевик? Отчасти, но не вполне. Космическая научная фантастика? Опять же, лишь отчасти. Фантастика философская? Социально-психологическая? Все это есть в книге Джона Лава – но ничем из этого роман не является в полной мере, всё время оказываясь где-то между, на грани.
Читалось с переменным интересом. В какие-то моменты от книги трудно было оторваться, а в какие-то интерес заметно ослабевал, хотя и не пропадал совсем. Порадовал язык: яркий, образный, мрачный – быть может, местами даже с некоторыми языковыми излишествами. Образы и предыстории всех героев хорошо раскрыты – но, тем не менее, герои не вызывают особого сопереживания (разве что изредка). Что и неудивительно, учитывая, кого набрали в экипаж «Чарльза Мэнсона».
Местами текст несколько затянут. Периодически возникают повторы уже ранее сообщавшейся читателю информации. Отчасти это авторский приём: работа на повторах, которые звучат рефренами, создавая особый ритм повествования – но с какого-то момента автор явно переусердствовал, потерял чувство меры (что неудивительно: всё-таки «Вера» – его дебютная книга) – и рефрены из приёма превратились в избыточность, в банальные повторы, которые уже не работают на ритм текста, а лишь раздражают и затягивают повествование. Уверен: если вычистить эти избыточные повторы, оставив только необходимые, работающие на ритмизацию текста – это пошло бы роману только на пользу.
Законы физики. По большей части они соблюдаются – но не всегда. Местами они нарушаются автором намеренно и сознательно: «Вера» – очень странный корабль, и его возможности далеко превосходят человеческое понимание, так что «это не баг, а фича». Но местами нарушение законов физики не объясняется ничем, кроме как авторским произволом. К примеру, свист и рев проносящихся мимо астероидов. В космическом вакууме, ага. :-) Или ударная волна в том же вакууме. И не только это. Впрочем, все мы смотрели «Звёздные войны», и к «пиу-пиу» лазерных лучей и грохоту взрывов в космическом вакууме нам не привыкать. :-) Так что я с лёгкостью простил автору бОльшую часть подобных мелких огрехов (хотя и не все) – книга, в конце концов, не о том. Все-таки основной месседж «Веры» лежит больше в философской, «мирозданческой» и социально-психологической областях, нежели в области техники и точных наук – хотя техники, особенно военной и космической, в книге тоже хватает.
А вот что автору удалось, так это создать оригинальную и засасывающую атмосферу книги – мрачную, тревожную и странную, с оттенками декаданса и обречённости – но и не без проблесков света, с робким парусом надежды на горизонте. Для дебютного романа это немалое достижение, я считаю.
В целом, книга вышла несколько неровной, но достаточно интересной. По крайней мере, оригинальной, нетипичной. Что прочел – нисколько не жалею, но рекомендовать всё же поостерегусь. Любителей «экшена» может отвратить от книги обилие ретроспекций, психологии и философии. Любителей психологии и философии – огромное космическое сражение, которое, с перерывами на ретроспекции, занимает почти 2/3 романа – и нагруженность книги разнообразной техникой будущего. Любителей строгой НФ – авторский произвол с некоторыми законами физики. И так далее. Везде найдутся свои «за» и «против».
Так что на этом я прекращаю дозволенные речи, и решайте сами: читать эту книгу или не читать.
Джон Лав: «Вера»
Стоит отметить, что «Вера» – это дебютная книга Джона Лава. И для дебюта книга весьма хороша, а главное – необычна. Хоть и не лишена ряда недостатков.
Действие происходит в далёком космическом будущем, где звездолёты вовсю бороздят просторы Галактики, где Человечество распространилось по Вселенной, колонизировав ряд пригодных для жизни планет – и встретило ряд других цивилизаций. С некоторыми из них люди вступили в альянс, образовав космическое Содружество, в котором земляне явно доминируют; с другими – поддерживают более или менее равноправные торговые и дипломатические отношения. Не обходится и без межзвездных конфликтов, но в целом Содружество существует достаточно мирно.
В Содружество входит и угасающая цивилизация шахран. Некогда она образовывала мощную Шахранскую империю, но около трехсот лет назад из ниоткуда объявился загадочный чужой корабль – и нанес ряд ударов по космическому флоту и планетам шахран. Шахране ничего не смогли ему противопоставить. После чего шахранская цивилизация быстро пришла в упадок – хотя нанесенный ей материальный урон и не был таким уж фатальным. Ныне шахране прозябают в качестве жалких сателлитов в возглавляемом землянами Содружестве.
А еще у шахран есть Книга Шрахра, где ее автор – великий мыслитель, ученый и писатель – излагает, чем на самом деле являлся загадочный корабль, который получил у шахран название «Вера». Чёрная ирония этого названия заключается в том, что шахране – раса атеистов, и слепая вера без доказательств им чужда.
Впрочем, шахранам вообще свойственна ирония. И зачастую – чёрная.
И вот, триста лет спустя, загадочный корабль объявляется вновь – и снова начинает наносить удары. На сей раз – по флотам и планетам Содружества. Да, это бывшие планеты Шахранской империи, где «Вера» триста лет назад уже побывала. Но правительство Содружества не сомневается: на сей раз этими планетами «Вера» не ограничится. Содружество встаёт перед лицом величайшей угрозы. Боевые корабли и целые флотилии, высланные простив «Веры», чужак с лёгкостью разносит в клочья. Подавляет системы планетарной обороны. Наносит жестокие удары. А затем исчезает, чтобы вскоре объявиться в другой звёздной системе Содружества – где всё повторяется.
Единственный шанс остановить чужака – девять боевых кораблей класса «аутсайдер», которые имеются у Содружества. Оружие последнего шанса.
Казалось бы, нужно срочно собрать все девять «аутсайдеров» в мощную ударную группировку, поддержать их обычными крейсерами и линкорами – и ударить по чужаку всей этой колоссальной огневой мощью. Вот только «аутсайдеры» – одиночки. Так они задумывались, так строились, так подбирались на них экипажи. И по отдельности каждый из «аутсайдеров» намного сильнее, чем в составе боевого соединения. Парадокс?
Разумеется, многим не по нутру такое решение: направить против «Веры» один-единственный боевой корабль – пусть и класса «аутсайдер». Сразиться с чужаком один на один? Что за глупости?! Поэтому решение отчаянно саботируют – и всё же, несмотря на все препятствия, «аутсайдер» с лучшим во всей Галактике экипажем в итоге выходит на поединок с чужаком.
Корабль «Чарльз Мэнсон» носит имя знаменитого главы тоталитарной секты, маньяка и убийцы из ХХ века. И экипаж корабля полностью соответствует его названию. В него вошли убийцы и психопаты, социопаты, маньяки и отморозки – однако обладающие некими умениями, талантами и способностями, которые слишком ценны, чтобы казнить или сгноить в тюрьме их обладателей. Далеко не все они – люди. И даже не все – гуманоиды.
Одна лишь женщина-пилот Каанг – не убийца, не психопатка. Но у неё есть врождённый талант. Она – лучший пилот Содружества. И она сама попросилась на «Чарльз Мэнсон». Это даёт «аутсайдеру» дополнительный шанс против «Веры». Но даже с учётом этого, шансы «Чарльза Мэнсона» против чужака невелики. Миссия выглядит поистине самоубийственной.
И всё же коммандер Фурд, его команда странных отморозков и их обладающий частичным сознанием корабль «Чарльз Мэнсон» сделают всё возможное и невозможное, чтобы остановить «Веру». Не потому что они получили приказ. Не потому что от исхода битвы, возможно, зависит судьба всего Содружества. А потому что это вызов, который они приняли сами.
Почти две трети книги занимает долгий, изнурительный, парадоксальный и жестокий поединок «Чарльза Мэнсона» и «Веры». Поначалу коммандер Фурд не желает знать, что представляет собой «Вера». Подсознательно он понимает, что знание это опасно – и хочет просто уничтожить чужака всеми возможными и невозможными средствами. Именно с этой целью на борт «Чарльза Мэнсона» перед вылетом загружают две ракеты странной конструкции, изготовленные по специальному заказу коммандера...
Но постепенно, в процессе долго поединка на задворках обитаемой звёздной системы, к Фурду приходит осознание: чтобы получить реальный шанс на победу, необходимо не только понять, чем же на самом деле является чужой корабль, зачем он уничтожает цивилизации и как именно воздействует на них – помимо мощного оружия, которым «Вера» начинена под завязку. Необходимо еще и разобраться в себе самих. Кто они такие – изгои, что собрались под защитной обшивкой «Чарльза Мэнсона»? Что они на самом деле здесь делают – и по какой причине?
В космосе продолжается изощренный и бескомпромиссный поединок двух космических кораблей: энергетическим орудиям противостоят силовые щиты, корпускулярным излучателям – маневры разрыва дистанции и уклонения; в ход идут дезинтеграторы и банальные ракеты – а также совсем уж специфические виды оружия; атаки и контратаки роёв ремонтно-боевых роботов чередуются с дистанционным информационным воздействием и его блокировкой...
А в паузах между очередными эпизодами боя перед нами проходят ретроспекции из прошлого героев – как дошли они до жизни такой и стали теми, кто они есть сейчас. И это прошлое оказывается отнюдь не однозначным: у каждого обнаруживаются как тёмные (что неудивительно для такого экипажа), так и, как ни странно, светлые стороны. Не обойдётся, разумеется, и без «скелетов в шкафах», и без неких давних ключевых событий, что толкнули героев на путь, в итоге приведший их в командную рубку «Чарльза Мэнсона».
Осознание своего прошлого, настоящего и будущего. Осознание своего противника – и своих целей и стремлений. Психология и психопатология; предопределение и свобода воли; фатализм и стремление к победе; обречённость и воля к жизни; пороки и добродетели; странная философия и ее не менее странное практическое применение; физика и метафизика; личные таланты и склонности – и их объединение в нечто большее; частное и общее; законы Мироздания и их нарушение; то, что разобщает – и то, что объединяет экипаж «Чарльза Мэнсона» – всё это постепенно сливается в единый конгломерат, даря понимание коммандеру Фурду и остальным героям – а вместе с ними и читателю...
Космический боевик? Отчасти, но не вполне. Космическая научная фантастика? Опять же, лишь отчасти. Фантастика философская? Социально-психологическая? Все это есть в книге Джона Лава – но ничем из этого роман не является в полной мере, всё время оказываясь где-то между, на грани.
Читалось с переменным интересом. В какие-то моменты от книги трудно было оторваться, а в какие-то интерес заметно ослабевал, хотя и не пропадал совсем. Порадовал язык: яркий, образный, мрачный – быть может, местами даже с некоторыми языковыми излишествами. Образы и предыстории всех героев хорошо раскрыты – но, тем не менее, герои не вызывают особого сопереживания (разве что изредка). Что и неудивительно, учитывая, кого набрали в экипаж «Чарльза Мэнсона».
Местами текст несколько затянут. Периодически возникают повторы уже ранее сообщавшейся читателю информации. Отчасти это авторский приём: работа на повторах, которые звучат рефренами, создавая особый ритм повествования – но с какого-то момента автор явно переусердствовал, потерял чувство меры (что неудивительно: всё-таки «Вера» – его дебютная книга) – и рефрены из приёма превратились в избыточность, в банальные повторы, которые уже не работают на ритм текста, а лишь раздражают и затягивают повествование. Уверен: если вычистить эти избыточные повторы, оставив только необходимые, работающие на ритмизацию текста – это пошло бы роману только на пользу.
Законы физики. По большей части они соблюдаются – но не всегда. Местами они нарушаются автором намеренно и сознательно: «Вера» – очень странный корабль, и его возможности далеко превосходят человеческое понимание, так что «это не баг, а фича». Но местами нарушение законов физики не объясняется ничем, кроме как авторским произволом. К примеру, свист и рев проносящихся мимо астероидов. В космическом вакууме, ага. :-) Или ударная волна в том же вакууме. И не только это. Впрочем, все мы смотрели «Звёздные войны», и к «пиу-пиу» лазерных лучей и грохоту взрывов в космическом вакууме нам не привыкать. :-) Так что я с лёгкостью простил автору бОльшую часть подобных мелких огрехов (хотя и не все) – книга, в конце концов, не о том. Все-таки основной месседж «Веры» лежит больше в философской, «мирозданческой» и социально-психологической областях, нежели в области техники и точных наук – хотя техники, особенно военной и космической, в книге тоже хватает.
А вот что автору удалось, так это создать оригинальную и засасывающую атмосферу книги – мрачную, тревожную и странную, с оттенками декаданса и обречённости – но и не без проблесков света, с робким парусом надежды на горизонте. Для дебютного романа это немалое достижение, я считаю.
В целом, книга вышла несколько неровной, но достаточно интересной. По крайней мере, оригинальной, нетипичной. Что прочел – нисколько не жалею, но рекомендовать всё же поостерегусь. Любителей «экшена» может отвратить от книги обилие ретроспекций, психологии и философии. Любителей психологии и философии – огромное космическое сражение, которое, с перерывами на ретроспекции, занимает почти 2/3 романа – и нагруженность книги разнообразной техникой будущего. Любителей строгой НФ – авторский произвол с некоторыми законами физики. И так далее. Везде найдутся свои «за» и «против».
Так что на этом я прекращаю дозволенные речи, и решайте сами: читать эту книгу или не читать.
Комментариев нет