• ,

Анна Михалевская: «Победить нельзя проиграть»

Анна Михалевская: «Победить нельзя проиграть»

Книга эта художественная, но основана она на истории семьи автора, о чем сама Анна пишет в предисловии. Здесь переплетаются и продолжают друг друга судьбы нескольких поколений. Основное время действия – начало 90-х годов XXвека, но в главах-ретроспекциях истории из жизни семьи уходят то в годы Революции и Гражданской войны, то во времена Великой Отечественной, то в годы послевоенной разрухи и последующей жизни. В этой книге многое связано с войной в разных ее обличьях – хотя сами военные действия «в кадре» почти не присутствуют, за исключением нескольких коротких эпизодов.
Что же это? Семейная сага? Современная проза, переплетенная с историческим романом? Мистическое повествование о жизни и смерти, войне и мире, любви и ненависти, дружбе и одиночестве, о человеческих судьбах и попытках их изменить? Своеобразный магический реализм?
Думается, здесь трудно подобрать какое-то одно определение – книга не помещается в него, как не помещается в рамки каких-либо жестких определений человеческая жизнь и судьба.
Неповторимая колоритная Одесса и деревня Студёная, деревенские и городские будни, коллективизация и Перестройка, человеческие драмы и трагедии – и короткие моменты простого мирного счастья. И нечто мистическое и необъяснимое, что вторгается в судьбы людей, меняя их и ломая, приводя к гибели – но иногда и даруя спасение. Война и Память – они следуют за людьми по пятам даже в мирное время, и юная Маргарита, вчерашняя школьница, сполна ощущает это на себе, когда грузовое судно «Аманда», на котором ушли в далекий рейс ее родители, попадает в самый центр урагана у берегов Америки.
Что тут можно сделать? Ждать и надеяться, что всё обойдётся? Но странные намеки и обмолвки бабушки и двух ее родственниц; мелкие, но пугающие и необъяснимые происшествия; загадочный парень Илья и не менее загадочная старуха Федора; соседка, которую все считают ведьмой; исчезающие и вновь возникающие из ниоткуда старые вещи – мамина детская матроска, фронтовой блокнот, дедова бурка; пистолет времен Гражданской войны, на чьем счету не одна прерванная жизнь – все они в один голос свидетельствуют о другом. Родители в смертельной опасности, и если не предпринять что-то прямо сейчас, станет поздно. «Аманда» может не вернуться из рейса.
Разум и логика с возмущением восстают против самой мысли о том, что правильно распорядившись старой вещью, можно изменить судьбу и помочь кораблю благополучно вернуться из рейса. Но когда на кону жизни родителей, остается надеяться лишь на чудо. И если есть хоть малейший шанс воплотить спасительное чудо в жизнь – Маргарита этим шансом воспользуется. И пусть окружающие думают о ней что хотят.
Война и Память. Они всегда рядом с нами. Даже в мирное время Война никуда не уходит. Стоит за плечами, нашептывает в ухо – и ищет себе очередную жертву. Но и Память далеко не однозначна. Она всегда с нами, она может поддержать в нужный момент, напомнить о том, кто ты есть, протянуть ниточки в прошлое и настоящее, помочь ощутить поддержку близких людей. Но может и утянуть за собой в прошлое, утопить в горе, боли и несбывшихся надеждах, мешая смотреть в будущее и жить дальше своей собственной жизнью. Вспомнить, пропустить через себя, принять и… отпустить. Порой это бывает ой как непросто.
Но только так можно двигаться дальше.
Книга эта похожа на лоскутное одеяло. Множество героев, разные истории, так или иначе связанные друг с другом, разные языковые пласты; прошлое и настоящее, деревня и город, множество нюансов и деталей, множество судеб, яркие летние мазки счастья и надежд и скупая суровая графика человеческих трагедий...
В этом одновременно и сила, и слабость этой книги. Калейдоскоп чувств, чаяний и судеб, взгляд со многих точек зрения и разные манеры повествования – все это создает объемную и цветную картину. Но иногда калейдоскоп этот вращается слишком быстро. Не всегда удается осознать и запомнить, кто кому кем приходится: мать, дочь, внучка, сестра, дед, отец, сын, брат, муж, жена – не говоря уже о более дальнем родстве… Персонажи вышли колоритными, каждый наособицу, каждый со своей непростой судьбой – но уж слишком их много и слишком часто они сменяют друг друга. Столь же часто меняются и манера повествования, авторский язык и разговорная речь героев. С одной стороны, это замечательно – всё как в жизни, всё ярко и зримо, всё по-настоящему. Но с другой – не всякий раз успеваешь вовремя переключиться на новую манеру, сменить настройки собственного восприятия – и из-за этого восприятие текста временами выходит рваным, клочковатым.
А вот с условно «современной» линией в этом плане все в порядке. Тут восприятие не раздергивается; кто кому кем приходится, запоминаешь сразу и без труда. Никакой путаницы. Да и в чисто сюжетном плане «современная» линия выглядит куда более цельной и завершенной.
Да, все эти главы-ретроспекции важны для данной книги. Без них история вышла бы неполной и потеряла бы объемность и многообразие. Но даже не знаю, что здесь можно посоветовать автору. По моим ощущениям, если попытаться в книге что-то изменить, сгладить, причесать, упорядочить – книга станет от этого только хуже, потеряв изрядную часть своей самобытности.
Разве что учесть этот момент на будущее, при работе над следующей книгой.
Книга вышла драматичной и местами трагической, тревожной и болезненной – но при этом, как ни странно, светлой и душеподъёмной.
Редкое сочетание. Несмотря на отмеченную выше некоторую «рваность» восприятия текста, не пожалел, что прочел. Спасибо Анне за эту книгу и поднятую непростую тему.
 
P. S. В сети этой книги (пока?) нет. Книга издана на бумаге: Киев, «Радуга», 2021.

Комментариев нет

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.