ИЗДАТЕЛЬ ТОЖЕ ТУПЕЕТ

Здесь, на сайте господин Волков поделился своими личными наблюдения по поводу книгоиздательской деятельности в России. Если ограничиться двумя словами, то смысл автор сводит к одному: хочешь жить – умей вертеться, любезный сочинитель.
 
В принципе, это, конечно, верно, но, на мой взгляд господин Волков упустил некоторые весьма-таки существенные аспекты этой проблемы.
 
И я скажу: да, есть, видите ли, еще проблемы. Причем, проблемы уникальны для России и только для России. Что я имею в виду? А вот...
 
Дело в том, что нет спроса на литературу. А нет спроса по двум причинам: во-первых, нынешнее молодое поколение вообще не заглядывает в книжные магазины; оно частенько даже не знает, с чего начинается произведение и с какого конца за ее чтение приниматься — лучше с конца или начала.


Ну, хорошо: есть у молодых тяга к наркоте, но начисто отсутствует (даже в зачаточном состоянии) тяга к книге, к любой, между прочим, книге. Бог с ней, с молодежью.


Но есть взрослая часть народа, но и она делится на две основные категории: первая (к ней я отношу тех, у кого кошелек набит баблом) — никогда и ничего не читает, даже инструкций по пользованию смартфонов. У них есть материальные возможности, но нет желания раскрывать книгу. И этого не скрывают. Не скрывает даже Путин, который публично признался, что книг не читает никаких и не помнит, когда последний раз отворял двери библиотеки.


 
Вторая категория россиян — это люди любят книгу, с удовольствием читают, если… Если им удастся наскрести в кармане лишние полтыщи  и на эти нечаянно обнаруженные запасы купить книгу. Чуда такого не случается и… Забредут в магазин, подивятся на обилие товара, тяжело вздохнут и уйдут ни с чем. Вторая категория сплошь состоит из образованных, но нищих россиян — работников сферы культуры, образования, искусства, а также несчастных пенсионеров. У последних есть время для чтения, есть и оставшееся от прежнего времени желание, но нет никакой возможности. Пенсионер всегда перед выбором: купить упаковку таблеток или книгу той же стоимости? Естественно, пенсионер останавливает выбор на первом, ибо без бриллиантовых таблеток может загнуться.


Я сам, например, недавно зашел в магазин. Положил свой жадный глаз сразу же на толстый том «Лермонтов» (из серии «Жизнь замечательных людей»). Долго ходил вокруг да около. Ушел ни с чем: не могу я себе позволить книгу за 800 рублей, ну, не могу!
 
Тут-то я и сталкиваюсь со следующей проблемой: почему так неоправданно дороги книги? Издательства, как Вы считаете, господин Волков, бедные и несчастные и рисковать им не с руки, а потому в себестоимость продукта закладывают все мыслимые и немыслимые будущие риски. Издатель не остается в прогаре даже, если половина тиража не будет реализовано. Кстати, я не слышал и не видел ни одного нищенствующего издателя. Отчего же, а?


Издателя, который борзеет, я еще могу понять: он (совместно с писателем) производит реальный продукт и за реально произведенный продукт получает доход. А вот владелец книжного магазина, с какой стати, по какой такой причине, из-за каких таких понесенных затрат увеличивает стоимость (отпускную цену) не на 30 и даже не на пятьдесят процентов, а сразу на 200? Рубит бабки за то, что соизволил выставить книгу на полку? Ведь магазин зачастую не несет затрат даже на доставку до магазина товара.


И, наконец, хочу коснуться еще одной проблемы. Она ведь тоже из разряда тех, которые умом, как и все остальное в России, не понять.


Вы жалостливы к издателю и это чувствуется. Вы готовы издателю простить все. Вы  сочувствуете издателю, который завален рукописями. Но… Беда не в этом, а в том, что редакция издательства борзеет даже больше, чем владелец книжной лавки. Потому что редакция не несет никакой ответственности перед автором, а безответственность, понятно, что плодит -  элементарное неуважение к автору рукописи.


Чтобы не быть голословным, сошлюсь на примеры из моей личной практики общения с издательскими редакторами.


Направил как-то свою рукопись, выполнив все предусмотренные требования, в одно крупное московское издательство. Ждал реакцию полгода (заметьте: не месяц) и дождался. За подписью главного редактора. Он сообщил: им рукопись не подходит. Хорошо. Не подходит так не подходит, какие проблемы? Но главный редактор пошел дальше и попробовал обосновать отказ. Во-первых, мой детектив не «экшен».


Перерыл имеющиеся у себя справочники русского языка, но ни в одном такого слова не нашел. Осталось что? А догадываться, что имел в виду главный редактор. Им нужен «экшен», в котором горы трупов, море крови и постоянный мордобой. Во-вторых, сюжет банален, потому что (?!) преступления расследует милиция.
 
И что? А сразу видно: главный редактор совершенно, как говорит современная молодежь, не в теме. У меня же сразу появилась куча вопросов. Например, кто тогда должен работать с преступностью, если не милиция; кого он видит на месте сыщика? Наконец, самое важное: главный редактор даже не заметил, что убийством, которое лежит в основе сюжета, занимается не милиция (это уголовное дело ей не по зубам), а старший следователь по особо важным делам областной прокуратуры, а милиция-полиция лишь на подхвате, выполняет отдельные поручения следователя. А это ведь две большие и весьма принципиальные разницы.


Другой пример. Одно из Петербургских издательств обратилось (заметьте: не я к ним, а они ко мне) с предложением о сотрудничестве: они, мол, посмотрели в Интернете и им, дескать, нравится моя манера письма. Я отправил свой большой текст (они просили о большом) и стал ждать дальнейшей реакции. Через полгода напомнил о себе. Прошло еще семь месяцев, а издательство молчит, как русский партизан на допросе в гестапо. Чем можно объяснить подобные выверты издательства, как не чисто российским хамством?
 
И… Резюме… А что мы, вообще говоря, хотим, если на самом верху не понимают, что такое художественная книга и с чем ее едят. Пример?  А вот он: власть решила передать Книжную палату… в другое ведомство. Куда бы вы думали, господин Волков? А в информагентство. Какая, право, тупость: ну, какое отношение литература имеет отношение к распространителю, зачастую ложных, некий «новостей»?
 
Если дальше так дело пойдет, то в скором времени те, которым книги некогда читать, аналогично поступят и с библиотеками, которые они тоже с младенческого возраста не посещали и, наверное, тоже не представляют себе, чем в этих загадочных для власти библиотеках люди занимаются.
 
Как говорится, приехали, господа! С чем и поздравляю!
  • +3

  • 2

25 комментариев

sem_drem
И смешно, и, одновременно, печально. Куда идет Россия? куда угодно, но в обратную сторону от европейской цивилизации — это точнехонько.
gi_murzin
Правы вы, пожалуй.
sem_drem
В самом ведь деле, дальше ехать некуда. Или не так?
gi_murzin
Нет, не так: есть куда — в клоаку коммунизма.
lulu
  • lulu
  • +2
На счет библиотек, вы правы. Есть такое опасение, ибо не пользуются ныне спросом. А содержания требуют. Ну… издательства… тут все определяет РЫНОК.
gi_murzin
Да, но рынок наш издательский таков, что… Впрочем, я об этом сказал все, что хотел. Спасибо за комментарий.
sem_drem
А Российскую книжную палату, по сути, уже уничтожают. Зачем? Кому режет глаз? Не тем ли, которые десятилетиями не держат в руках книгу?
admin
Все это верно и правильно. Но на наш взгляд это естественный процесс развития общества. Обилие информации порождат клиповое сознание, по другому не выжить. Издательства пытаясь дейстовать в угоду рынку, выпускают как можно больше книг сомнительного содержания, в расчете на то, что купят хотя бы часть продукции. И сами рубят сук на котором сидят, потому-что читатель уже не уверен в покупке хорошей книги за большие деньги. Книг на прилавке много, а вот хороших мало. Рекламируют в основном слабые проходные книги якобы рассчитанные на массового читателя. Но читатель купив такую книгу, потом оказывается разочарован, а в следующий раз идет уже не в магазин а в пиратскую библиотеку и скачивает там бесплатно.

Поэтому мы, как люди любящие хорошую литературу и желающие поддержать талантливых авторов сделали этот сайт. Мы здесь не рекламируем книги, мы предоставили это делать читателю. И надеемся, что читатель переборет свою махровую лень и все-же будет писать рецензии и ставить оценки. :-)

Потому-что, это теперь единственный способ сохранить хорошую литературу. И конечно надо привыкать к цифровому формату, за ним будущее. 
sem_drem
Вы делаете, несомненно, крайне полезное дело. Как выражается молодежь, стопудово!

Однако не все могут перебороть свои исторически сложившиеся привычки, привычки не только подержать в руках, но и понюхать, то есть ощутить запах типографской краски, а запах новенькой книги необыкновенно приятен. К тому же книгу можно поставить на книжную полку и потом ходить и любоваться тисненым корешком. И, когда придет гость, похвастаться этим богатством, если, конечно, гость в состоянии оценить и у него хватит ума понять настроение хозяина.

Да, время идет вперед. И скоро носители этих привычек уйдут в мир иной. Придут новые люди, для которых, даст Бог, будет не важна обертка, а важно то, что внутри, то есть текст книги.
gi_murzin
Я помню, как в конце восьмидесятых народ рвал из рук книги. Ради правды и справедливости, должен заметить: многие приносили книги домой и ставили на полку, даже не раскрыв ее ни разу. Это, что называется, было  модное украшение  интерьера.
gi_murzin
Не спорю, что за цифрой (а там, глядишь, умные люди еще что-нибудь этакое придумают) будущее. И с этим все мы должны смириться.

Ваш сайт делает благое дело. Но, как Вы сами написали, лень-матушка вперед нас родилась. С другой стороны, я уже успел заметить, халяву мы любим больше. Пусть, думаем мы, качеством похуже, но зато на халяву можно скачать. А ведь я посмотрел и увидел, что авторы в большинстве своем не гонятся за большими деньгами и устанавливают цены чисто символические. Но даже это сильно сдерживает нас. Как говорит одна моя приятельница в подобных случаях, жаба душит.

Спасибо организаторам за сайт. Возможно, через какое-то время он станет массовым и всенародным. И тогда… Литераторы заживут — и счастливо и богато :)
egorcha
Про халяву это точно сказано.
sem_drem
Извините, еще одно. Насчет оценок и коммов. Вы точно поставили диагноз большинству: лень. К этому мало что можно добавить. Впрочем, не так. Еще собратом по перу, а их здесь большинство (к счастью, я не из их числа) движет эгоизм.
gi_murzin
Увы и ах! Что там про чужих говорить, если даже родственники (в этом я убедился не раз), заходя на мою страницу, молча уходят, набрав воды в рот. То ли народ не понимает, что автору любое мнение важно и ценно, то ли еще что-то.
lulu
 Вы, не задумываетесь, что иные люди просто не соображают, что куда и зачем писать. Скачать и почитать у них еще тяма хватает, на все остальное… Вот такой народ темный и неблагодарный по сути своей. И Бог им судья. Ведь автор пишет в основном из-за своего эгоизма — желания, освободить голову от мыслей или просто, понюхать жизнь наполненную творчеством. Значит, он уже свое получил, так какую оплату ему еще надо? На ложку два горошка не попадает. Увы! :-)))
 
sem_drem
Ну, к примеру, в виде или типа того: молодец, мол, пиши дальше.
gi_murzin
А если человеку это не нужно?
gi_murzin
По правде-то говоря, если меня и трогает сия проблема, то только в том смысле, что мне отвратительно равнодушие. Бесило всегда и бесит сейчас это самое равнодушие. Тут ведь ничего не поделаешь — характер, знаете ли.
egorcha
Вы, как мне подсказывает интуиция, были профессиональным журналистом?
gi_murzin
Вы угадали :-)

Тем более, что в начале страницы я намекнул на сей счет.
gi_murzin
Кстати, почему «был», то есть в прошедшем времени? Я был и есть журналист — и с формальной точки зрения, и практической. По-прежнему член Союза журналистов. Публикуюсь не только в Интернете, а и в периодической печати - газетах и журналах.

Конечно, в условиях несвободы некоторые тексты я могу опубликовать (пока что) только в Интернете. Когда предлагаю Сми, то редакторы бледнеют и в ужасе отшатываются: хочешь, говорят, чтобы выперли с работы?
egorcha
Ну, эгоизм — это родимое пятно любого творческого человека. Я не думаю, что Вы, милостивый государь, о себе меньше заботитесь, чем о других, хотя бы родственниках своих.
sem_drem
Э, господа хорошие, по себе людей не судят. Если вы эгоисты, то это не значит, что все другие таковские.
gi_murzin
Ну, зачем же все переводить на себя? Зачем обижаться?
gi_murzin
К эгоизму, о котором вы написали, я бы прибавил еще одно отвратительное человеческое качество, невероятно развитое в творческих коллективах, в которых я проработал сорок лет, — это зависть. Редакционный коллектив — это обычно, по моей личной классификации, не что иное, как гадюшник.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.