ИЗДАТЕЛЬ ТОЖЕ ТУПЕЕТ
Здесь, на сайте господин Волков поделился своими личными наблюдения по поводу книгоиздательской деятельности в России. Если ограничиться двумя словами, то смысл автор сводит к одному: хочешь жить – умей вертеться, любезный сочинитель.
В принципе, это, конечно, верно, но, на мой взгляд господин Волков упустил некоторые весьма-таки существенные аспекты этой проблемы.
И я скажу: да, есть, видите ли, еще проблемы. Причем, проблемы уникальны для России и только для России. Что я имею в виду? А вот...
Дело в том, что нет спроса на литературу. А нет спроса по двум причинам: во-первых, нынешнее молодое поколение вообще не заглядывает в книжные магазины; оно частенько даже не знает, с чего начинается произведение и с какого конца за ее чтение приниматься — лучше с конца или начала.
Ну, хорошо: есть у молодых тяга к наркоте, но начисто отсутствует (даже в зачаточном состоянии) тяга к книге, к любой, между прочим, книге. Бог с ней, с молодежью.
Но есть взрослая часть народа, но и она делится на две основные категории: первая (к ней я отношу тех, у кого кошелек набит баблом) — никогда и ничего не читает, даже инструкций по пользованию смартфонов. У них есть материальные возможности, но нет желания раскрывать книгу. И этого не скрывают. Не скрывает даже Путин, который публично признался, что книг не читает никаких и не помнит, когда последний раз отворял двери библиотеки.
Вторая категория россиян — это люди любят книгу, с удовольствием читают, если… Если им удастся наскрести в кармане лишние полтыщи и на эти нечаянно обнаруженные запасы купить книгу. Чуда такого не случается и… Забредут в магазин, подивятся на обилие товара, тяжело вздохнут и уйдут ни с чем. Вторая категория сплошь состоит из образованных, но нищих россиян — работников сферы культуры, образования, искусства, а также несчастных пенсионеров. У последних есть время для чтения, есть и оставшееся от прежнего времени желание, но нет никакой возможности. Пенсионер всегда перед выбором: купить упаковку таблеток или книгу той же стоимости? Естественно, пенсионер останавливает выбор на первом, ибо без бриллиантовых таблеток может загнуться.
Я сам, например, недавно зашел в магазин. Положил свой жадный глаз сразу же на толстый том «Лермонтов» (из серии «Жизнь замечательных людей»). Долго ходил вокруг да около. Ушел ни с чем: не могу я себе позволить книгу за 800 рублей, ну, не могу!
Тут-то я и сталкиваюсь со следующей проблемой: почему так неоправданно дороги книги? Издательства, как Вы считаете, господин Волков, бедные и несчастные и рисковать им не с руки, а потому в себестоимость продукта закладывают все мыслимые и немыслимые будущие риски. Издатель не остается в прогаре даже, если половина тиража не будет реализовано. Кстати, я не слышал и не видел ни одного нищенствующего издателя. Отчего же, а?
Издателя, который борзеет, я еще могу понять: он (совместно с писателем) производит реальный продукт и за реально произведенный продукт получает доход. А вот владелец книжного магазина, с какой стати, по какой такой причине, из-за каких таких понесенных затрат увеличивает стоимость (отпускную цену) не на 30 и даже не на пятьдесят процентов, а сразу на 200? Рубит бабки за то, что соизволил выставить книгу на полку? Ведь магазин зачастую не несет затрат даже на доставку до магазина товара.
И, наконец, хочу коснуться еще одной проблемы. Она ведь тоже из разряда тех, которые умом, как и все остальное в России, не понять.
Вы жалостливы к издателю и это чувствуется. Вы готовы издателю простить все. Вы сочувствуете издателю, который завален рукописями. Но… Беда не в этом, а в том, что редакция издательства борзеет даже больше, чем владелец книжной лавки. Потому что редакция не несет никакой ответственности перед автором, а безответственность, понятно, что плодит - элементарное неуважение к автору рукописи.
Чтобы не быть голословным, сошлюсь на примеры из моей личной практики общения с издательскими редакторами.
Направил как-то свою рукопись, выполнив все предусмотренные требования, в одно крупное московское издательство. Ждал реакцию полгода (заметьте: не месяц) и дождался. За подписью главного редактора. Он сообщил: им рукопись не подходит. Хорошо. Не подходит так не подходит, какие проблемы? Но главный редактор пошел дальше и попробовал обосновать отказ. Во-первых, мой детектив не «экшен».
Перерыл имеющиеся у себя справочники русского языка, но ни в одном такого слова не нашел. Осталось что? А догадываться, что имел в виду главный редактор. Им нужен «экшен», в котором горы трупов, море крови и постоянный мордобой. Во-вторых, сюжет банален, потому что (?!) преступления расследует милиция.
И что? А сразу видно: главный редактор совершенно, как говорит современная молодежь, не в теме. У меня же сразу появилась куча вопросов. Например, кто тогда должен работать с преступностью, если не милиция; кого он видит на месте сыщика? Наконец, самое важное: главный редактор даже не заметил, что убийством, которое лежит в основе сюжета, занимается не милиция (это уголовное дело ей не по зубам), а старший следователь по особо важным делам областной прокуратуры, а милиция-полиция лишь на подхвате, выполняет отдельные поручения следователя. А это ведь две большие и весьма принципиальные разницы.
Другой пример. Одно из Петербургских издательств обратилось (заметьте: не я к ним, а они ко мне) с предложением о сотрудничестве: они, мол, посмотрели в Интернете и им, дескать, нравится моя манера письма. Я отправил свой большой текст (они просили о большом) и стал ждать дальнейшей реакции. Через полгода напомнил о себе. Прошло еще семь месяцев, а издательство молчит, как русский партизан на допросе в гестапо. Чем можно объяснить подобные выверты издательства, как не чисто российским хамством?
И… Резюме… А что мы, вообще говоря, хотим, если на самом верху не понимают, что такое художественная книга и с чем ее едят. Пример? А вот он: власть решила передать Книжную палату… в другое ведомство. Куда бы вы думали, господин Волков? А в информагентство. Какая, право, тупость: ну, какое отношение литература имеет отношение к распространителю, зачастую ложных, некий «новостей»?
Если дальше так дело пойдет, то в скором времени те, которым книги некогда читать, аналогично поступят и с библиотеками, которые они тоже с младенческого возраста не посещали и, наверное, тоже не представляют себе, чем в этих загадочных для власти библиотеках люди занимаются.
Как говорится, приехали, господа! С чем и поздравляю!
В принципе, это, конечно, верно, но, на мой взгляд господин Волков упустил некоторые весьма-таки существенные аспекты этой проблемы.
И я скажу: да, есть, видите ли, еще проблемы. Причем, проблемы уникальны для России и только для России. Что я имею в виду? А вот...
Дело в том, что нет спроса на литературу. А нет спроса по двум причинам: во-первых, нынешнее молодое поколение вообще не заглядывает в книжные магазины; оно частенько даже не знает, с чего начинается произведение и с какого конца за ее чтение приниматься — лучше с конца или начала.
Ну, хорошо: есть у молодых тяга к наркоте, но начисто отсутствует (даже в зачаточном состоянии) тяга к книге, к любой, между прочим, книге. Бог с ней, с молодежью.
Но есть взрослая часть народа, но и она делится на две основные категории: первая (к ней я отношу тех, у кого кошелек набит баблом) — никогда и ничего не читает, даже инструкций по пользованию смартфонов. У них есть материальные возможности, но нет желания раскрывать книгу. И этого не скрывают. Не скрывает даже Путин, который публично признался, что книг не читает никаких и не помнит, когда последний раз отворял двери библиотеки.
Вторая категория россиян — это люди любят книгу, с удовольствием читают, если… Если им удастся наскрести в кармане лишние полтыщи и на эти нечаянно обнаруженные запасы купить книгу. Чуда такого не случается и… Забредут в магазин, подивятся на обилие товара, тяжело вздохнут и уйдут ни с чем. Вторая категория сплошь состоит из образованных, но нищих россиян — работников сферы культуры, образования, искусства, а также несчастных пенсионеров. У последних есть время для чтения, есть и оставшееся от прежнего времени желание, но нет никакой возможности. Пенсионер всегда перед выбором: купить упаковку таблеток или книгу той же стоимости? Естественно, пенсионер останавливает выбор на первом, ибо без бриллиантовых таблеток может загнуться.
Я сам, например, недавно зашел в магазин. Положил свой жадный глаз сразу же на толстый том «Лермонтов» (из серии «Жизнь замечательных людей»). Долго ходил вокруг да около. Ушел ни с чем: не могу я себе позволить книгу за 800 рублей, ну, не могу!
Тут-то я и сталкиваюсь со следующей проблемой: почему так неоправданно дороги книги? Издательства, как Вы считаете, господин Волков, бедные и несчастные и рисковать им не с руки, а потому в себестоимость продукта закладывают все мыслимые и немыслимые будущие риски. Издатель не остается в прогаре даже, если половина тиража не будет реализовано. Кстати, я не слышал и не видел ни одного нищенствующего издателя. Отчего же, а?
Издателя, который борзеет, я еще могу понять: он (совместно с писателем) производит реальный продукт и за реально произведенный продукт получает доход. А вот владелец книжного магазина, с какой стати, по какой такой причине, из-за каких таких понесенных затрат увеличивает стоимость (отпускную цену) не на 30 и даже не на пятьдесят процентов, а сразу на 200? Рубит бабки за то, что соизволил выставить книгу на полку? Ведь магазин зачастую не несет затрат даже на доставку до магазина товара.
И, наконец, хочу коснуться еще одной проблемы. Она ведь тоже из разряда тех, которые умом, как и все остальное в России, не понять.
Вы жалостливы к издателю и это чувствуется. Вы готовы издателю простить все. Вы сочувствуете издателю, который завален рукописями. Но… Беда не в этом, а в том, что редакция издательства борзеет даже больше, чем владелец книжной лавки. Потому что редакция не несет никакой ответственности перед автором, а безответственность, понятно, что плодит - элементарное неуважение к автору рукописи.
Чтобы не быть голословным, сошлюсь на примеры из моей личной практики общения с издательскими редакторами.
Направил как-то свою рукопись, выполнив все предусмотренные требования, в одно крупное московское издательство. Ждал реакцию полгода (заметьте: не месяц) и дождался. За подписью главного редактора. Он сообщил: им рукопись не подходит. Хорошо. Не подходит так не подходит, какие проблемы? Но главный редактор пошел дальше и попробовал обосновать отказ. Во-первых, мой детектив не «экшен».
Перерыл имеющиеся у себя справочники русского языка, но ни в одном такого слова не нашел. Осталось что? А догадываться, что имел в виду главный редактор. Им нужен «экшен», в котором горы трупов, море крови и постоянный мордобой. Во-вторых, сюжет банален, потому что (?!) преступления расследует милиция.
И что? А сразу видно: главный редактор совершенно, как говорит современная молодежь, не в теме. У меня же сразу появилась куча вопросов. Например, кто тогда должен работать с преступностью, если не милиция; кого он видит на месте сыщика? Наконец, самое важное: главный редактор даже не заметил, что убийством, которое лежит в основе сюжета, занимается не милиция (это уголовное дело ей не по зубам), а старший следователь по особо важным делам областной прокуратуры, а милиция-полиция лишь на подхвате, выполняет отдельные поручения следователя. А это ведь две большие и весьма принципиальные разницы.
Другой пример. Одно из Петербургских издательств обратилось (заметьте: не я к ним, а они ко мне) с предложением о сотрудничестве: они, мол, посмотрели в Интернете и им, дескать, нравится моя манера письма. Я отправил свой большой текст (они просили о большом) и стал ждать дальнейшей реакции. Через полгода напомнил о себе. Прошло еще семь месяцев, а издательство молчит, как русский партизан на допросе в гестапо. Чем можно объяснить подобные выверты издательства, как не чисто российским хамством?
И… Резюме… А что мы, вообще говоря, хотим, если на самом верху не понимают, что такое художественная книга и с чем ее едят. Пример? А вот он: власть решила передать Книжную палату… в другое ведомство. Куда бы вы думали, господин Волков? А в информагентство. Какая, право, тупость: ну, какое отношение литература имеет отношение к распространителю, зачастую ложных, некий «новостей»?
Если дальше так дело пойдет, то в скором времени те, которым книги некогда читать, аналогично поступят и с библиотеками, которые они тоже с младенческого возраста не посещали и, наверное, тоже не представляют себе, чем в этих загадочных для власти библиотеках люди занимаются.
Как говорится, приехали, господа! С чем и поздравляю!
25 комментариев
Поэтому мы, как люди любящие хорошую литературу и желающие поддержать талантливых авторов сделали этот сайт. Мы здесь не рекламируем книги, мы предоставили это делать читателю. И надеемся, что читатель переборет свою махровую лень и все-же будет писать рецензии и ставить оценки. :-)
Потому-что, это теперь единственный способ сохранить хорошую литературу. И конечно надо привыкать к цифровому формату, за ним будущее.
Однако не все могут перебороть свои исторически сложившиеся привычки, привычки не только подержать в руках, но и понюхать, то есть ощутить запах типографской краски, а запах новенькой книги необыкновенно приятен. К тому же книгу можно поставить на книжную полку и потом ходить и любоваться тисненым корешком. И, когда придет гость, похвастаться этим богатством, если, конечно, гость в состоянии оценить и у него хватит ума понять настроение хозяина.
Да, время идет вперед. И скоро носители этих привычек уйдут в мир иной. Придут новые люди, для которых, даст Бог, будет не важна обертка, а важно то, что внутри, то есть текст книги.
Ваш сайт делает благое дело. Но, как Вы сами написали, лень-матушка вперед нас родилась. С другой стороны, я уже успел заметить, халяву мы любим больше. Пусть, думаем мы, качеством похуже, но зато на халяву можно скачать. А ведь я посмотрел и увидел, что авторы в большинстве своем не гонятся за большими деньгами и устанавливают цены чисто символические. Но даже это сильно сдерживает нас. Как говорит одна моя приятельница в подобных случаях, жаба душит.
Спасибо организаторам за сайт. Возможно, через какое-то время он станет массовым и всенародным. И тогда… Литераторы заживут — и счастливо и богато :)
Тем более, что в начале страницы я намекнул на сей счет.
Конечно, в условиях несвободы некоторые тексты я могу опубликовать (пока что) только в Интернете. Когда предлагаю Сми, то редакторы бледнеют и в ужасе отшатываются: хочешь, говорят, чтобы выперли с работы?