• ,

vikkol: рецензия на книгу Елены Арифуллиной "Взгляд сквозь пальцы" (серия "Партенит")

vikkol: рецензия на книгу Елены Арифуллиной «Взгляд сквозь пальцы» (серия «Партенит»)

"… смотри боковым зрением, не выпускай больного из виду, не противоречь ему, не поворачивайся к нему спиной, подстраивайся к бреду"© Е. Арифуллина «Взгляд сквозь пальцы»
Собственно, вся книга построена именно по советам, вынесенным в эпиграф...
Персонажи — почти все не те, кем они кажутся. И речь не столько о двойной жизни, сколько о том, что любителям наклеивать ярлыки стоит быть осторожны. Человек, принимаемый за сволочь в следующий момент может совершить благородный поступок, а тихий и спокойный персонаж выкинет какой-нибудь фортель. При этом все поступки персонажей соответствуют их внутренней логике — нужно только приглядываться, подмечать детали и не делать далеко идущих выводов. Многие из персонажей умеют прямо здесь и сейчас принимать решения. Не задают лишних вопросов, не паникуют, переживают, но в меру; просчитывают варианты и ситуации. Учитывая, что этот идеальный образ каждый из нас втайне готов на себя примерить, это не может не очаровывать.
Сюжет — читатель ловится на крючок первой же фразой и дальше путешествует по книге, не успевая заскучать, потому как объявленная тема никуда не исчезает, а мелькает тут и там, маня за собой. От книги тяжело оторваться, хотя и не всегда ты понимаешь, зачем главная героиня совершает тот или иной поступок. Но, положа руку на сердце, разве мы всегда можем оценить адекватность и необходимость собственных действий?
Мир — картина реальна и конкретна, пусть и не вся конкретика приглядна, а реальность — симпатична. Мир подкидывает героине новые вопросы, порой сам же отвечая на них. Он не статичен и живёт собственной жизнью, как реагируя на поступки героини, так и создавая их. Иногда, правда, возникает ощущение, что мир создаёт слишком много ответвлений, без которых вполне можно обойтись, но тут существует и обратная точка зрения — в ситуации, когда обстоятельства меняются с большой скоростью, мы хватаемся то за одно, то за другое, не зная точно, что именно нам пригодится.
Реальность — отдельной красной строкой по книге проходит тема условного альтруизма. Да, большинство поступков герои совершают под действием обстоятельств или в поисках личной выгоды, но это не мешает им внезапно «впасть в благородство», пусть даже на следующей странице они вновь готовы поступать эгоистично. В какой-то момент главная героиня перестаёт отражаться в зеркале, но книга постоянно работает зеркалом нашей реальности.
Если внимательно прочитать всё выше, то можно заметить, что главная привлекательность книги строится на трёх китах: «персонажи», «мир», «реальность и адекватность происходящего». И если симпатичными персонажами и проработанными мирами писатели нас в последнее время балуют, то вот с реальностью и адекватностью недобор.
В самом же произведении недобор совсем с другими моментами:
— показавшаяся неудобной структура без чёткого разделения на главы и с преобладанием «флешбеков» в первой части и почти полным их отсутствием ближе к концу;
— недожатое раскрытие сюжета, в результате чего разрешение главного конфликта происходит сумбурно и впопыхах, вызывая чувство разочарования;
— обрывочная линия с прошлой жизнью лисы-оборотня, вместившая в себе лишь пару-тройку эпизодов.
Эти и несколько других моментов, впрочем, можно воспринять как обратную сторону главных плюсов книги, ведь реальность далеко не так приглядна, как бы нам хотелось, а вдобавок — сумбурна и обрывочна.
Где-то случайно встретил сетование автора, что, мол, рассказы (а в книге помимо заглавной повести есть четыре рассказа) никто не комментирует. В стремлении восполнить этот пробел скажу пару слов:
1. Рассказы диссонируют с заглавной повестью, ибо в них большая часть (личное ощущение) посвящена рефлексии персонажей, а ситуации, порождающие рефлексию, слишком условны и малопредставимы для читателя, чтобы вызвать сопереживание.
2. Персонажи рассказов очень много страдают, и ничего, чтобы вырваться из этих страданий они почти не делают. В основном — они покоряются воле и наблюдают отстранено, словно всё происходит не с ними.
3. Часть рассказов перекликается с заглавной повестью, а потому они больше похожи на её черновики-наброски.
4. Допускаю, что подобные мысли возникли на контрасте с самим «Взглядом сквозь пальцы», но лично моё мнение таково — без них книга бы скорее приобрела, чем потеряла.
И всё же, «Взгляд сквозь пальцы» хватает тебя и не отпускает до конца, заставляя поверить в происходящее и прожить его вместе с героиней, а значит — произведение состоялось. И даже без скидок на то, что это дебют автора.
Оригинал рецензии находится здесь: http://vikkol.livejournal.com/255703.html
  • +1

  • 0

2 комментария

GiraWizard
У вас несколько опечаток, поправьте, чтобы отзыв стал ещё лучше :)
… наклеивать ярлыки стоит быть осторожным.
Человек, принимаемый за сволочь, в следующий...
… чтобы вырваться из этих страданий, они почти… (хотя лучше пеерформулировать)
В основном, они покоряются воле и наблюдают отстраненно…
oldie1
Спасибо за заменчания и правки. Все верно, со всем согласны, но это не наша рецензия, мы скопировали оригинал (см. ссылку в конце рецензии) — и потому не считаем себя вправе вносить исправления в исходный текст.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.