НАЗИДАНИЕ ВПОПЫХАХ
Конец января. Говоря словами Пушкина, «мороз и солнце – день чудесный».
Только что миновал общеобразовательную школу, или, как нынче на Руси модно выражаться, лицей. Впереди идет мама и ведет за руку юную лицеистку. По всем моим ощущениям, она учится в четвертом или, максимум, в пятом классе.
Слух у меня превосходный. Впрочем, не услышать маму просто невозможно. А вот слова дочери разбираю не все.
Вот, кажется, девочка произнесла что-то нелестное об одном из сегодняшних уроков.
И ее мама…
— Прекрати сейчас же! Любой урок и любого преподавателя ты обязана уважать! Не сметь фыркать!
Ну, очень правильные мамины слова. Лицеистка молчит и только крутит головой по сторонам.
Мама продолжает:
— Заруби себе на носу: урок физкультуры ничем не хуже любого другого урока и к нему ты должна тоже готовиться.
Это ли не кладезь материнской мудрости?!
Дочка опять же молчит и вертит головой. Я так думаю, слова матери в одно ее ухо влетают, а из другого без задержки вылетают.
Мама продолжает:
— Урок физкультуры – это столь же важный урок, как и урок математики или русского языка и я не потерплю твоей легкомысленности.
Наконец, лицеистка спрашивает:
— Ну, почему, мам?
— Потому что!.. — мама делает паузу, очевидно, ищет весомые аргументы. – Потому что физкультура укрепляет твое здоровье.
А сие что, если не материнская заботливость не только о престиже учителя физкультуры, но и о своем чаде?
Мама продолжает гнуть всё ту же линию:
— И еще: физкультура формирует силу воли, выносливость, укрепляет твою осанку и вырабатывает походку… Ясно тебе?!
У пешеходного перехода я расстаюсь с мамочкой и лицеисткой: они продолжают путь прямо, а я поворачиваю направо. И еще долго слышу крикливый голос мамочки.
Такие все правильные слова, но мне грустно. Отчего? Во-первых, ребенка не стоит воспитывать на ходу, между делом, тем более, прилюдно. Во-вторых, какой тон избрала в разговоре мама? Назидательно-высокомерный, разговор взрослого человека, который все знает, все понимает и имеет право обо всем судить, с несмышлёнышем, с недочеловеком. Хотя это уже личность, человек и принижать его, отказывать ему вправе разговаривать наравне, по-взрослому — вряд ли педагогично и уж точно малоэффективно с точки зрения воспитания.
Эта мама хотела, как лучше, и говорила правильные слова, но результат подобных воспитательных бесед нулевой, если не отрицательный. Российские мамы не понимают, что на воспитание ребенка нельзя жалеть времени, что впопыхах, на бегу сие занятие непродуктивно. Иное дело, если бы села мама с дочкой за стол и за чашкой горячего чая спокойно, как равный с равным, поговорила, сказала то же самое, но в иной тональности, не по-фельдфебельски.
Только что миновал общеобразовательную школу, или, как нынче на Руси модно выражаться, лицей. Впереди идет мама и ведет за руку юную лицеистку. По всем моим ощущениям, она учится в четвертом или, максимум, в пятом классе.
Слух у меня превосходный. Впрочем, не услышать маму просто невозможно. А вот слова дочери разбираю не все.
Вот, кажется, девочка произнесла что-то нелестное об одном из сегодняшних уроков.
И ее мама…
— Прекрати сейчас же! Любой урок и любого преподавателя ты обязана уважать! Не сметь фыркать!
Ну, очень правильные мамины слова. Лицеистка молчит и только крутит головой по сторонам.
Мама продолжает:
— Заруби себе на носу: урок физкультуры ничем не хуже любого другого урока и к нему ты должна тоже готовиться.
Это ли не кладезь материнской мудрости?!
Дочка опять же молчит и вертит головой. Я так думаю, слова матери в одно ее ухо влетают, а из другого без задержки вылетают.
Мама продолжает:
— Урок физкультуры – это столь же важный урок, как и урок математики или русского языка и я не потерплю твоей легкомысленности.
Наконец, лицеистка спрашивает:
— Ну, почему, мам?
— Потому что!.. — мама делает паузу, очевидно, ищет весомые аргументы. – Потому что физкультура укрепляет твое здоровье.
А сие что, если не материнская заботливость не только о престиже учителя физкультуры, но и о своем чаде?
Мама продолжает гнуть всё ту же линию:
— И еще: физкультура формирует силу воли, выносливость, укрепляет твою осанку и вырабатывает походку… Ясно тебе?!
У пешеходного перехода я расстаюсь с мамочкой и лицеисткой: они продолжают путь прямо, а я поворачиваю направо. И еще долго слышу крикливый голос мамочки.
Такие все правильные слова, но мне грустно. Отчего? Во-первых, ребенка не стоит воспитывать на ходу, между делом, тем более, прилюдно. Во-вторых, какой тон избрала в разговоре мама? Назидательно-высокомерный, разговор взрослого человека, который все знает, все понимает и имеет право обо всем судить, с несмышлёнышем, с недочеловеком. Хотя это уже личность, человек и принижать его, отказывать ему вправе разговаривать наравне, по-взрослому — вряд ли педагогично и уж точно малоэффективно с точки зрения воспитания.
Эта мама хотела, как лучше, и говорила правильные слова, но результат подобных воспитательных бесед нулевой, если не отрицательный. Российские мамы не понимают, что на воспитание ребенка нельзя жалеть времени, что впопыхах, на бегу сие занятие непродуктивно. Иное дело, если бы села мама с дочкой за стол и за чашкой горячего чая спокойно, как равный с равным, поговорила, сказала то же самое, но в иной тональности, не по-фельдфебельски.
Комментариев нет