"Дикари Ойкумены" Г. Л. Олди: рецензия "Мира фантастики"
«Дикари Ойкумены» Г. Л. Олди: рецензия «Мира фантастики»
В журнале «Мир фантастики» (май 2014 г.) опубликована рецензия Александры Королевой на «Вожака» — третью, заключительную книгу романа «Дикари Ойкумены».
«Дикарей Ойкумены» сами авторы определяют как «космический марш», по аналогии с «космической симфонией» и «космической сюитой» — первыми двумя романами-эпопеями, действие которых происходит в мире Ойкумены. Авторские определения важны, потому что определяют структуру текстов. А Олди всегда уделяли форме не меньше внимания, чем содержанию.
Ритмичный военный марш динамичного повествования, однако, с регулярностью перебивается вставками-контрапунктами (что интересно, в этом «маршевом» романе то и дело звучит джаз — не называемый, но узнаваемый по описанию), а линия приключений Марка Тумидуса — историями других персонажей, флешбеками, отсылками к иным книгам «Ойкумены». Особенно прочно «Дикари Ойкумены» связаны с первой книгой цикла. Той самой, где вдруг выяснилось, что, кроме могущественных антисов, штурмовать космос «в большом теле» могут коллективные личности – колланты. В «Дикарях» вокруг коллантов ведутся исследования и плетутся интриги. И история Астлантиды, куда, как мы уже выяснили, антисам нельзя, а коллантам можно, плотно в эти интриги вшита.
Сама Астлантида так же нарушает гармонию Ойкумены, как резкие контрапункты и синкопированные ритмы ломают строгий военный марш, превращая его в регтайм или диксиленд. «Великолепную пятерку», магический пентакль рас-энергетов — брамайны, вехдены, вудуны, гематры, помпилианцы — взламывает шестая раса, в культуре которой смерть, или «уход в солнце», считается пределом мечтаний. А энергетическую подпитку цивилизации обеспечивают сердца принесенных в жертву «счастливчиков». Такая концепция получения энергии не укладывается в головы никому из Галактической Лиги. А что делать с явлением, которое не укладывается в общепринятую картину мира? Не проще ли взять и уничтожить его, либо же переделать по своему образу и подобию? С Астлантидой попытаются сделать и то, и другое, но окончательное решение «астланского вопроса» будет совсем иным.
Чтобы избежать спойлеров, ограничимся лишь замечаниями о том, что третья книга даст ответы на все вопросы и загадки предыдущих: о природе коллантов, о связи помпилианцев и астлан, о сути противоборства антисов и солнца Астлантиды. И эти ответы вернут нас к тому, с чего все начиналось — к гармонии. Ойкумена прекрасна и сильна своим единством, какие бы противоречия ни разделяли различные расы.
Если попытаться отыскать в мелодических линиях этого сложного полифоничного марша главную тему, то вот вам, например, такая: свобода как сознательное самоограничение. Милитаризованная культура Помпилии построена на системе подчинения: источник энергии для расы — подавленная свобода рабов, а в армии между офицерами и солдатами устанавливается почти телепатическая связь, экономящая время на приказах. На другом конце шкалы — антисы как воплощение абсолютной свободы, одиночки, не умеющие общаться и сотрудничать, ценящие космос больше человечества. И где-то между ними — колланты: союз свободных личностей, добровольно вручающих друг другу «поводья» своей воли. Отсутствие свободы ведет к тоталитаризму. Отсутствие ограничений — к аморальности. Где истина? Нет, не посередине. Она — в постоянном движении, в череде выборов между свободой и самоограничением в каждой отдельной ситуации. Марк Тумидус становится «вожаком» только тогда, когда начинает действовать не по уставу и инструкциям, а исходя из собственного чувства правильного.
В том, что касается морали, для Олди все далеко не однозначно. Они не были бы сами собой, если бы не попытались изобразить «проклятых рабовладельцев», которых демонизировали герои первой книги, как достойную сопереживания сторону. Точно так же сместился фокус в отношении астлан, которые еще в прошлом томе выглядели аморальными чудовищами: во-первых, они оказываются отнюдь не в положении агрессоров, а во-вторых, они неожиданно очень похожи на нас, причем не только уровнем технологического развития. И тем, и другим есть место во Вселенной. Лозунг «пусть расцветают все цветы» для Ойкумены — не пустой звук, а вопрос выживания. Вот бы экстраполировать его на наш с вами реальный мир...
Эффектная кода не самого простого марша в истории литературы. История, которая сложнее и глубже, чем может показаться — как любой помпилианец сложнее нашивок на своем кителе.
В журнале «Мир фантастики» (май 2014 г.) опубликована рецензия Александры Королевой на «Вожака» — третью, заключительную книгу романа «Дикари Ойкумены».
«Дикарей Ойкумены» сами авторы определяют как «космический марш», по аналогии с «космической симфонией» и «космической сюитой» — первыми двумя романами-эпопеями, действие которых происходит в мире Ойкумены. Авторские определения важны, потому что определяют структуру текстов. А Олди всегда уделяли форме не меньше внимания, чем содержанию.
Ритмичный военный марш динамичного повествования, однако, с регулярностью перебивается вставками-контрапунктами (что интересно, в этом «маршевом» романе то и дело звучит джаз — не называемый, но узнаваемый по описанию), а линия приключений Марка Тумидуса — историями других персонажей, флешбеками, отсылками к иным книгам «Ойкумены». Особенно прочно «Дикари Ойкумены» связаны с первой книгой цикла. Той самой, где вдруг выяснилось, что, кроме могущественных антисов, штурмовать космос «в большом теле» могут коллективные личности – колланты. В «Дикарях» вокруг коллантов ведутся исследования и плетутся интриги. И история Астлантиды, куда, как мы уже выяснили, антисам нельзя, а коллантам можно, плотно в эти интриги вшита.
Сама Астлантида так же нарушает гармонию Ойкумены, как резкие контрапункты и синкопированные ритмы ломают строгий военный марш, превращая его в регтайм или диксиленд. «Великолепную пятерку», магический пентакль рас-энергетов — брамайны, вехдены, вудуны, гематры, помпилианцы — взламывает шестая раса, в культуре которой смерть, или «уход в солнце», считается пределом мечтаний. А энергетическую подпитку цивилизации обеспечивают сердца принесенных в жертву «счастливчиков». Такая концепция получения энергии не укладывается в головы никому из Галактической Лиги. А что делать с явлением, которое не укладывается в общепринятую картину мира? Не проще ли взять и уничтожить его, либо же переделать по своему образу и подобию? С Астлантидой попытаются сделать и то, и другое, но окончательное решение «астланского вопроса» будет совсем иным.
Чтобы избежать спойлеров, ограничимся лишь замечаниями о том, что третья книга даст ответы на все вопросы и загадки предыдущих: о природе коллантов, о связи помпилианцев и астлан, о сути противоборства антисов и солнца Астлантиды. И эти ответы вернут нас к тому, с чего все начиналось — к гармонии. Ойкумена прекрасна и сильна своим единством, какие бы противоречия ни разделяли различные расы.
Если попытаться отыскать в мелодических линиях этого сложного полифоничного марша главную тему, то вот вам, например, такая: свобода как сознательное самоограничение. Милитаризованная культура Помпилии построена на системе подчинения: источник энергии для расы — подавленная свобода рабов, а в армии между офицерами и солдатами устанавливается почти телепатическая связь, экономящая время на приказах. На другом конце шкалы — антисы как воплощение абсолютной свободы, одиночки, не умеющие общаться и сотрудничать, ценящие космос больше человечества. И где-то между ними — колланты: союз свободных личностей, добровольно вручающих друг другу «поводья» своей воли. Отсутствие свободы ведет к тоталитаризму. Отсутствие ограничений — к аморальности. Где истина? Нет, не посередине. Она — в постоянном движении, в череде выборов между свободой и самоограничением в каждой отдельной ситуации. Марк Тумидус становится «вожаком» только тогда, когда начинает действовать не по уставу и инструкциям, а исходя из собственного чувства правильного.
В том, что касается морали, для Олди все далеко не однозначно. Они не были бы сами собой, если бы не попытались изобразить «проклятых рабовладельцев», которых демонизировали герои первой книги, как достойную сопереживания сторону. Точно так же сместился фокус в отношении астлан, которые еще в прошлом томе выглядели аморальными чудовищами: во-первых, они оказываются отнюдь не в положении агрессоров, а во-вторых, они неожиданно очень похожи на нас, причем не только уровнем технологического развития. И тем, и другим есть место во Вселенной. Лозунг «пусть расцветают все цветы» для Ойкумены — не пустой звук, а вопрос выживания. Вот бы экстраполировать его на наш с вами реальный мир...
Эффектная кода не самого простого марша в истории литературы. История, которая сложнее и глубже, чем может показаться — как любой помпилианец сложнее нашивок на своем кителе.
Комментариев нет