«Контакт» Зои Карповой: рецензия Агаты Баристы
Мне хочется начать рецензию на сборник рассказов «Контакт» Зои Карповой с уточнения: всё нижеизложенное ни в коей мере не является истиной в последней инстанции. И поэтому следует помнить, что я высказываю лишь свои личные ощущения, даже если увлекусь, и моё мнение будет звучать слишком категорично.
Шестнадцать рассказов собраны под одной крышей, все они разные, но авторский стиль объединяет их в единое целое. Аура этого сборника напомнила мне легкую классическую фантастику советского времени – что-то в духе Ильи Варшавского, Анатолия Днепрова или Кира Булычева. Открыв книгу, читатель погрузится в пёстрый водоворот фантастических событий. «География» этих событий чрезвычайно широка – действие происходит не только на Земле, но и по всей галактике. В обзоре я постараюсь обойтись без спойлеров и не открывать сюжетные перипетии в подробностях, а лишь коснуться основных моментов.
Итак, начнём. А начнём мы не с первой вещи, не со второй и даже не с третьей. Отправимся-ка мы сразу в середину, к рассказу, который называется «Семь отчаянных пиратов». Рассказ «Семь отчаянных пиратов» легко читается, создаёт приятное ощущение увлекательной истории, и даже то, что он короткий, идёт ему в плюс. Невинная вылазка на тропический остров семерых отдыхающих яхтсменов приводит к весьма неожиданным, и даже зловещим последствиям. Хочется сказать: «Ну-ка, ну-ка, а ещё что-нибудь такое?»
Ну, вот теперь можно вернуться в начало сборника и перейти ко второму рассказу. «Два берега, один мост» – одно из немногих произведений в сборнике, которое не относится к юмористической прозе. Светлая лирико-философская история о, казалось бы, невозможной встрече двух сердец из параллельных миров. Человек-Тигр находит то, что давно искал, благодаря авторской интерпретации закона Мёрфи. Текст непростой, заставляющий включить абстрактное мышление, заставляющий поработать воображение…
«Жилой портал». Вообще, меня хлебом не корми, дай мне историю про инопланетян. От слов «Двойная звезда Сириус заслоняла с востока и запада почти треть небосвода» моё сердце сладко затрепетало. И так трепетало оно почти до самого конца рассказа – недолго, прямо скажем, а потом в недоумении воскликнуло: «И это всё?!» Нет, я поняла основную идею, и мне понравилось… но как-то маловато будет. Такое ощущение, что это не рассказ, а заготовка для чего-то большего.
«Контакт». Опять небольшой рассказ, давший при этом название всему сборнику. Симпатичный и кровожадный. Опасайтесь случайных связей, товарищи!
«День хомячка». Ну, тут названием всё сказано. День сурка может случиться и в России. Только в оригинале главный герой должен был сдвинуться с мёртвой точки, встав на путь нравственного просветления. А в российском варианте всё не так однозначно. При кажущейся обыденности окружения, а, может быть, именно из-за неё, финал рассказа приобретает драматическую окраску и выход на горизонте не маячит.
«Дружеский визит». Смешной и трагический одновременно. Иногда поиски дружеского тепла и скромное желание завести котёнка могут завести слишком далеко. Миниатюра о том, как важна взаимность и взаимопонимание.
«Операция «Бублик». Церковь и адронный коллайдер – вот такое, казалось бы, немыслимое сочетание. Однако для игры воображения нет ничего немыслимого. На этом череда коротких рассказов заканчивается, и начинается кое-что посерьёзнее. Не в смысле исчезновения юмора, а в смысле объёма – далее следуют большие рассказы.
«Посевная». И снова эффектное сочетание, на этот раз традиционное – инопланетяне (ура!) и Тунгусский метеорит. Каких только версий не насочиняли об этом уникальном явлении. Казалось бы, придумать что-то оригинальное уже и невозможно. Но нет, не скудеет писательская фантазия – встречайте новую версию. Посмешила выдержка из полицейского протокола: «Дождь не пошел. Странно. Либо шаман действительно все забыл, либо он не настоящий шаман. Японский шпион? Установить за ним слежку».
«Золотая лихорадка на Луне». Приключения двух неунывающих космических ковбоев – Билли и Джека, героев не то вестерна, не то анекдота. Лёгкий динамичный рассказ, немного в стиле Роберта Шекли. Да, погоня за золотым тельцом – нелёгкое дело, и тут главное – не терять оптимизма.
«В стиле Ампир». В результате испытания экспериментального устройства для телепортации несколько человек попадают на планету Ампир, на первый взгляд не сильно отличающуюся от родной планеты, однако вскоре именно эти маленькие отличия приводят к тому, что за пришельцами начинает охоту сыскное бюро «В стиле Ампир». Этот рассказ отличает какое-то особое, «водевильное» настроение и вспоминаются «жюль-верновские» вещи.
Довольно занятное повествование, но, на мой взгляд, надо было более чётко прописать временные и пространственные обстоятельства. Во всяком случае, для того, чтобы понять, что действие в первом и втором эпизоде происходят на разных планетах и в разное время, мне пришлось провести своё маленькое расследование. Эти несоответствия делают сюжет слишком запутанным. Лично я смогла выстроить логическую цепочку только после неоднократного прочтения этой вещи.
«Икс-джет-250». Симпатичная история о взаимоотношениях человека и искусственного интеллекта, вплетённая в загадочный миф о Розуэлльском инциденте. На мой взгляд, это один из самых удачных и логически обоснованных рассказов в сборнике.
«Аттракцион Экзотический мир». Необыкновенные похождения молодых людей, любителей экстремального отдыха, приехавших на французский курорт для восхождения на Монблан. Вместо этого они участвуют в таком приключении, о котором и помыслить не могли. Отдых оказывается намного экстремальнее. Навряд ли ребята рассчитывали в конце своей поездки заполучить в качестве сувениров намордники для динозавров.
«Средство Кузьмича». На сей раз действие происходит в Сибири, в деревне, расположенной вдали от наезженных трасс. Извечная российская проблема – злоупотребление горячительными напитками – решается с дружеской инопланетной помощью. Мне тоже иногда кажется, что здесь поможет только вмешательство иных цивилизаций. Земляне умеют быть благодарными, что и доказывается в финале.
«У попа была собака». Снова Сибирь, но теперь рассказ начинается с описания трудовых будней кинематографической богемы. Живописная история об очередном визите инопланетян – на этот раз не таких доброжелательных, как в «Средстве Кузьмича» оборачивается оглушительным успехом на кинофестивале. Этот рассказ я тоже считаю несомненной удачей сборника. Он хорошо прописан, и имеет свою особенную «картинку».
«Улитка Паскаля». Завершает сборник фанфик по циклу А. и Б. Стругацких о Максиме Каммерере. Необыкновенно притягательны эти произведения для писателей, кто только не писал фанфики по Стругацким. Наверное, погружение в миры, созданные братьями, доставляет столько удовольствия их поклонникам, что избежать этого искушения никак нельзя. В сюжетную линию «Жука в муравейнике» автор вплетает постулат о неразрывности ткани бытия, в которой одномоментно существует прошлое, настоящее и будущее и пишет о том, что иногда стремление женщины быть рядом с любимым мужчиной может побороть все преграды.
Завершить обзор мне хочется общим впечатлением от сборника. К достоинствам книги стоит отнести особенную авторскую интонацию – приятную, доброжелательную, с юмором. Хочется также отметить любопытство автора, его живой интерес к загадкам и мифам нашей жизни, желание их осмыслить и, безусловно, смелое воображение. Вот и всё, осталось пожелать Зое Карповой творческого роста, новых произведений и главное, сохранить бодрый настрой, чувство юмора и лёгкий взгляд на нашу непростую жизнь.
Агата Бариста
Комментариев нет