• ,

Роберт Гэлбрейт: «Смертельная белизна»

Роберт Гэлбрейт: «Смертельная белизна»

Думается, ни для кого давно не секрет, что под псевдонимом «Роберт Гэлбрейт» скрывается (вернее, уже практически не скрывается) знаменитая писательница Джоан Роулинг, подарившая миру «Гарри Поттера». «Смертельная белизна» – четвёртый роман из цикла о частном детективе Корморане Страйке и его незаменимой помощнице Робин Эллакотт. Как на мой взгляд, литературный уровень и увлекательность цикла о Корморане Страйке неуклонно повышаются от книги к книге – при том, что и первый роман был достаточно хорош. Четвертый же, «Смертельная белизна» – литературно ещё сильнее предыдущих. При том, что роман достаточно велик по объёму, что редкость для детектива, в нём нет никакой «воды», «затяжек», провисаний, лишних и неинтересных эпизодов, которые легко можно было бы удалить из книги. Здесь всё на своём месте, и напряжение действия, особенно внутреннего, не ослабевает ни на минуту. В романе две основные линии действия, и трудно сказать, за которой из них при чтении следишь с бо̀льшим увлечением и вовлечённостью в происходящее: за собственно детективным расследованием, или за сложными и запутанными взаимоотношениями Корморана, Робин и других героев и героинь романа. Эти взаимоотношения развиваются параллельно ходу расследования, частично переплетаясь с ним.
«Смертельная белизна» – роман в полном смысле этого слова, а не повесть-переросток: с несколькими сюжетными линиями, множеством героев, мощным психологизмом, языковой полифонией, расширенным пространством и временем действия и так далее. Роман атмосферный, с точными и зримыми деталями и уже узнаваемыми по предыдущим книгам Гэлбрейта декорациями современного Лондона. А ещё при всей драматичности, а то и трагичные происходящих событий, в романе пунктиром проступает лёгкая английская ирония, изредка переходящая в откровенный сарказм. Тут достанется всем – тори и социалистам, аристократам, пролетариям и среднему классу, парламентариям и полицейским – и много кому ещё. По ходу детективного расследования Гэлбрейт заодно препарирует и предъявляет читателю истинные неприглядные нравы самых разных слоёв общества – и читать об этом так же интересно, как и следить за детективной интригой и развитием взаимоотношений героев.
Ещё одна интересная сторона книги: Корморан и Робин, оба, как и положено профессиональным детективам, наблюдательные, хорошо умеющие мыслить логически, многое подмечать и делать правильные выводы – зачастую оказываются слепы в отношении друг друга. Оба периодически неверно интерпретируют слова и поступки друг друга, из-за чего отношения Корморана и Робин раз за разом запутываются и развиваются совершенно не так, как могли бы, понимай они друг друга правильно. И в этом нет никакой натяжки или противоречия: холодный профессионализм и логика зачастую не срабатывают, когда речь идёт о человеке, который тебе не безразличен, и за которого ты искренне переживаешь. Характеры героев (не только главных) и их психологические мотивации выстроены в книге очень достоверно и жизненно.
При всём при том книга получилась отнюдь не «чернушной» и даже в определённой степени светлой, человечной. Написан роман весьма увлекательно: отрываться от чтения «Смертельной белизны» было очень и очень непросто. Прочёл с большим удовольствием, чего и вам желаю.
Если в цикле о Корморане Страйке со временем появится ещё одна книга – её тоже прочту обязательно.

Комментариев нет

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.