• ,

Сатана там правит бал: Ким Ньюман, «Эра Дракулы»

Сатана там правит бал
Ким Ньюман: «Эра Дракулы»


Англия, 1888-й год. Всё пошло не так в «Дракуле» Брэма Стокера: Ван Хельсинг и его друзья потерпели поражение, а граф Дракула не только выжил (пусть он и не жив по-настоящему), но и сумел жениться на королеве Виктории, став принцем-консортом Англии, захватил власть в стране – и теперь на Британских островах правят бал вампиры. Им больше не нужно скрываться. Более того, кровососы захватили все ведущие посты в правительстве, армии и полиции, во многих других сферах, и теперь британцы вынуждены подчиняться новым законам, установленным Дракулой. И надо сказать, что законы эти, как и творящаяся в стране кровавая вакханалия, не по нутру не только многим живым, но наиболее вменяемым не-мертвым. Далеко не все вампиры в восторге от того, что творит Дракула и его приспешники. Но сила и официальная власть на их стороне, а традиции почитания монаршей династии в Англии всё ещё сильны.
Из просвещенного XIX века Англия стремительно скатывается в кровавое средневековье. Лондон теперь в основном живёт ночной жизнью, вампиры-аристократы в почёте, многие стремятся к ним присоединиться, приняв тёмное обращение. Вот только для простолюдинов, даже ставших вампирами, мало что изменилось: господа по-прежнему господа, плебеи по-прежнему плебеи (хоть вампиры, хоть «тёплые»), а добыть глоток крови для пропитания оказалось ничуть не легче, чем кусок хлеба. Да ещё и от солнца прятаться надо. В Лондоне появилось множество проституток-вампирш самого низкого пошиба...
И вот сначала одну, а вскоре и другую, третью проститутку-вампиршу находят не просто убитой окончательно, но и разрезанной на куски и выпотрошенной с хирургической точностью. Жестокие убийства всколыхнули весь Лондон. Полиция сбилась с ног в поисках серийного убийцы, что сначала получил прозвище Серебряный Нож, но вскоре стал… да, вы наверняка уже догадались – Джеком-Потрошителем!
Кроме полиции, за расследование берутся пятисотлетняя вампирша Женевьева Дьёдонне со внешностью шестнадцатилетней девушки – и «тёплый» аристократ Чарльз Борегар из клуба «Диоген», британский тайный агент по особым поручениям. Эти двое окажутся самыми симпатичными и адекватными персонажами романа: ни вампирская природа Женевьевы, ни аристократическое происхождение Чарльза и необходимость верно служить правлению клуба «Диоген» не смогли вытравить из них настоящей человечности и сострадания. Оба умны, оба не привыкли сидеть сложа руки, у обоих найдутся для врагов весьма неприятные сюрпризы – но главное, оба они вызывают искреннее сопереживание и сочувствие, и следить за приключениями этой постепенно сходящейся пары было очень интересно.
Читателю, в отличие от героев романа, личность Серебряного Ножа (он же Джек-Потрошитель) будет известна с самого начала – но это ничуть не сделает чтение менее увлекательным. Ведь, как постепенно выясняется, сложная, запутанная и многоходовая интрига заключается отнюдь не в установлении личности серийного убийцы и его поимке. Здесь всё намного сложнее и ставки куда выше, чем может показаться на первый взгляд.
Отличная стилизация под викторианскую Англию – с поправкой на правящих в стране бал вампиров. Мощная литературоцентричность: кроме исторических личностей и авторских персонажей Кима Ньюмана, в романе действуют герои Брэма Стокера и Артура Конан Дойла, Герберта Уэллса и Джона Полидори – и это лишь наиболее известные из авторов, чьи персонажи оказались задействованы в романе Кима Ньюмана. Доктор Моро и доктор Джекил, доктор Сьюард и Мина Харкер, инспектор Лестрейд и лорд Ратвен – не говоря уже о собственно графе Дракуле – вот лишь некоторые из персонажей, что встретятся нам на страницах книги, наряду, к примеру, с Оскаром Уайльдом. Роман полнится аллюзиями, ассоциациями, прямыми и скрытыми цитатами и отсылками. Но при этом Ким Ньюман написал весьма оригинальную книгу, с лихо закрученной интригой, живыми и яркими героями (даже если некоторые из них не совсем живы), развивающимися характерами и взаимоотношениями и мастерски выстроенным сюжетом. Многие герои весьма неоднозначны, вызывая одновременно и сочувствие, и неприязнь. А честные служаки, беспринципные карьеристы, жестокие маньяки и их невинные жертвы найдутся и среди вампиров, и среди «тёплых». Прекрасно передана атмосфера кровавого безумия, что постепенно накрывает чопорную викторианскую Англию и все сильнее захлёстывает и развращает погрязший в грязи и роскоши, пороках и вечном тумане Лондон – от трущоб Уайтчепела и Лаймхауса до фешенебельных Уайтхолла и Мэйфера.
Пожалуй, местами со стилизацией и стремлением упомянуть в книге как можно больше различных литературных персонажей и исторических лиц автор несколько перестарался. К примеру, глава с долгими разглагольствованиями лорда Ратвена выглядит попросту лишней, а некоторые другие моменты, возможно, стоило бы несколько «ужать» и подсократить. Но, к счастью, подобных моментов в романе не так уж много, и увлекательному чтению они не слишком мешают – а во второй половине книги пропадают вовсе.
Гремучая смесь мэшапа и хоррора, политического детектива и мистического триллера, литературоцентричной альтернативной истории и психологической драмы с элементами любовного романа вышла у Кима Ньюмана на удивление цельной и органичной.
Прочел с удовольствием, чего и вам желаю.

Комментариев нет

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.