Г. Л. Олди, «Побег на рывок», рецензия jacob_burns
Г. Л. Олди, «Побег на рывок», рецензия jacob_burns (оригинал по ссылке: https://jacob-burns.livejournal.com/130778.html ):
Трилогия, четвертая по счету в цикле про Ойкумену. Сбылись мои мечты про фантастику, посвященную одновременно космосу и телепатии (и другим сверхспособностям человеческого разума). В далеком будущем люди заселили всю галактику, при этом многие из них мутировали до такой степени, что образовали новые расы с уникальными способностями. Некоторые же наоборот — деградировали. Так главные герои «Побега» — беглецы из мира технически и социально напоминающего средневековую Испанию.
У Олди всегда очень сложный, многосторонний контекст, но в Ойкумене и конкретно в Побеге они довели эту черту до предела. Здесь и социальная адаптация испанского дворянина в современное (даже футуристическое) общество, и развитие сложных сформировавшихся рас — а данном случае в центре внимания гематры — человеки дождя Ойкумены, живые компьютеры, для которых эмоциональная сфера — темный лес. Шанс стать людьми есть и для этих шелдонов куперов, так же как в прошлой трилогии нашелся шанс для расы рабовладельцев, использующих рабов как батарейки. Тут надо отметить, что Олди не используют концепцию зла в своих построениях. По крайней мере зла абсолютного. Так рабовладельцы, которые не могут не вызывать отвращение самим фактом своего существования, с одной стороны показаны как заложники своей сущности, с другой получают шанс превратить минус в плюс.
Убийца девушки, наглый самовлюбленный испанский гранд, неожиданно оказывается ключом к очень важному прорыву в реальности Ойкумены, а личная месть героя убийце очень быстро уходит на задний план. У героев находятся несравнимо более важные задачи.
Другая линия — эволюционный скачок всего человечества. Уже не только космические корабли бороздят просторы большого театра, но и человек может стать таким кораблем. Не любой, конечно. Экзистенциальное мышление Олди таково, что такие полеты сродни измененному состоянию сознания, что намекает в свою очередь, что наш мир и космос — иллюзия. Собственно, все суперспособности развитых рас — в той или иной степени — измененное состояние сознания.
Следующий шаг в развитии — обычные люди могут объединяться в команды и становиться такими живыми звездолетами, подменяя космос коллективной галлюцинацией. И да, им не обойтись без отвратительных рабовладельцев-помпилианцев, и их способ обращать в рабство может быть трансформирован в нечто полезное, например в космические полеты.
В четвертой же части получает развитие еще одна линия. до сих пор копившая критическую массу — тема контакта. Во вселенной живут существа, вообще ничего общего с людьми не имеющие. Абсолютные негуманоиды, не киноиды, не котоиды, нечто вообще человеческому разуму не знакомое. Но даже с этими существами можно наладить контакт, именно это в Побеге на Рывок и происходит, это — глобальная цель сложнейшей многоходовки трилогии, да и всего цикла.
Резюмирую: Олди написали идеальную космооперу, какой вы никогда не увидите по телевизору. Количество и уровень поднимаемых тем зашкаливает. Тонкое сложное произведение о вселенной и человеческом разуме, которые не так уж и далеко друг от друга ушли.
Трилогия, четвертая по счету в цикле про Ойкумену. Сбылись мои мечты про фантастику, посвященную одновременно космосу и телепатии (и другим сверхспособностям человеческого разума). В далеком будущем люди заселили всю галактику, при этом многие из них мутировали до такой степени, что образовали новые расы с уникальными способностями. Некоторые же наоборот — деградировали. Так главные герои «Побега» — беглецы из мира технически и социально напоминающего средневековую Испанию.
У Олди всегда очень сложный, многосторонний контекст, но в Ойкумене и конкретно в Побеге они довели эту черту до предела. Здесь и социальная адаптация испанского дворянина в современное (даже футуристическое) общество, и развитие сложных сформировавшихся рас — а данном случае в центре внимания гематры — человеки дождя Ойкумены, живые компьютеры, для которых эмоциональная сфера — темный лес. Шанс стать людьми есть и для этих шелдонов куперов, так же как в прошлой трилогии нашелся шанс для расы рабовладельцев, использующих рабов как батарейки. Тут надо отметить, что Олди не используют концепцию зла в своих построениях. По крайней мере зла абсолютного. Так рабовладельцы, которые не могут не вызывать отвращение самим фактом своего существования, с одной стороны показаны как заложники своей сущности, с другой получают шанс превратить минус в плюс.
Убийца девушки, наглый самовлюбленный испанский гранд, неожиданно оказывается ключом к очень важному прорыву в реальности Ойкумены, а личная месть героя убийце очень быстро уходит на задний план. У героев находятся несравнимо более важные задачи.
Другая линия — эволюционный скачок всего человечества. Уже не только космические корабли бороздят просторы большого театра, но и человек может стать таким кораблем. Не любой, конечно. Экзистенциальное мышление Олди таково, что такие полеты сродни измененному состоянию сознания, что намекает в свою очередь, что наш мир и космос — иллюзия. Собственно, все суперспособности развитых рас — в той или иной степени — измененное состояние сознания.
Следующий шаг в развитии — обычные люди могут объединяться в команды и становиться такими живыми звездолетами, подменяя космос коллективной галлюцинацией. И да, им не обойтись без отвратительных рабовладельцев-помпилианцев, и их способ обращать в рабство может быть трансформирован в нечто полезное, например в космические полеты.
В четвертой же части получает развитие еще одна линия. до сих пор копившая критическую массу — тема контакта. Во вселенной живут существа, вообще ничего общего с людьми не имеющие. Абсолютные негуманоиды, не киноиды, не котоиды, нечто вообще человеческому разуму не знакомое. Но даже с этими существами можно наладить контакт, именно это в Побеге на Рывок и происходит, это — глобальная цель сложнейшей многоходовки трилогии, да и всего цикла.
Резюмирую: Олди написали идеальную космооперу, какой вы никогда не увидите по телевизору. Количество и уровень поднимаемых тем зашкаливает. Тонкое сложное произведение о вселенной и человеческом разуме, которые не так уж и далеко друг от друга ушли.
Комментариев нет