Роберт Гэлбрейт: «Смертельная белизна»
Роберт Гэлбрейт: «Смертельная белизна»
Думается, ни для кого давно не секрет, что под псевдонимом «Роберт Гэлбрейт» скрывается (вернее, уже практически не скрывается) знаменитая писательница Джоан Роулинг, подарившая миру «Гарри Поттера». «Смертельная белизна» – четвёртый роман из цикла о частном детективе Корморане Страйке и его незаменимой помощнице Робин Эллакотт. Как на мой взгляд, литературный уровень и увлекательность цикла о Корморане Страйке неуклонно повышаются от книги к книге – при том, что и первый роман был достаточно хорош. Четвертый же, «Смертельная белизна» – литературно ещё сильнее предыдущих. При том, что роман достаточно велик по объёму, что редкость для детектива, в нём нет никакой «воды», «затяжек», провисаний, лишних и неинтересных эпизодов, которые легко можно было бы удалить из книги. Здесь всё на своём месте, и напряжение действия, особенно внутреннего, не ослабевает ни на минуту. В романе две основные линии действия, и трудно сказать, за которой из них при чтении следишь с бо̀льшим увлечением и вовлечённостью в происходящее: за собственно детективным расследованием, или за сложными и запутанными взаимоотношениями Корморана, Робин и других героев и героинь романа. Эти взаимоотношения развиваются параллельно ходу расследования, частично переплетаясь с ним.
«Смертельная белизна» – роман в полном смысле этого слова, а не повесть-переросток: с несколькими сюжетными линиями, множеством героев, мощным психологизмом, языковой полифонией, расширенным пространством и временем действия и так далее. Роман атмосферный, с точными и зримыми деталями и уже узнаваемыми по предыдущим книгам Гэлбрейта декорациями современного Лондона. А ещё при всей драматичности, а то и трагичные происходящих событий, в романе пунктиром проступает лёгкая английская ирония, изредка переходящая в откровенный сарказм. Тут достанется всем – тори и социалистам, аристократам, пролетариям и среднему классу, парламентариям и полицейским – и много кому ещё. По ходу детективного расследования Гэлбрейт заодно препарирует и предъявляет читателю истинные неприглядные нравы самых разных слоёв общества – и читать об этом так же интересно, как и следить за детективной интригой и развитием взаимоотношений героев.
Ещё одна интересная сторона книги: Корморан и Робин, оба, как и положено профессиональным детективам, наблюдательные, хорошо умеющие мыслить логически, многое подмечать и делать правильные выводы – зачастую оказываются слепы в отношении друг друга. Оба периодически неверно интерпретируют слова и поступки друг друга, из-за чего отношения Корморана и Робин раз за разом запутываются и развиваются совершенно не так, как могли бы, понимай они друг друга правильно. И в этом нет никакой натяжки или противоречия: холодный профессионализм и логика зачастую не срабатывают, когда речь идёт о человеке, который тебе не безразличен, и за которого ты искренне переживаешь. Характеры героев (не только главных) и их психологические мотивации выстроены в книге очень достоверно и жизненно.
При всём при том книга получилась отнюдь не «чернушной» и даже в определённой степени светлой, человечной. Написан роман весьма увлекательно: отрываться от чтения «Смертельной белизны» было очень и очень непросто. Прочёл с большим удовольствием, чего и вам желаю.
Если в цикле о Корморане Страйке со временем появится ещё одна книга – её тоже прочту обязательно.
Думается, ни для кого давно не секрет, что под псевдонимом «Роберт Гэлбрейт» скрывается (вернее, уже практически не скрывается) знаменитая писательница Джоан Роулинг, подарившая миру «Гарри Поттера». «Смертельная белизна» – четвёртый роман из цикла о частном детективе Корморане Страйке и его незаменимой помощнице Робин Эллакотт. Как на мой взгляд, литературный уровень и увлекательность цикла о Корморане Страйке неуклонно повышаются от книги к книге – при том, что и первый роман был достаточно хорош. Четвертый же, «Смертельная белизна» – литературно ещё сильнее предыдущих. При том, что роман достаточно велик по объёму, что редкость для детектива, в нём нет никакой «воды», «затяжек», провисаний, лишних и неинтересных эпизодов, которые легко можно было бы удалить из книги. Здесь всё на своём месте, и напряжение действия, особенно внутреннего, не ослабевает ни на минуту. В романе две основные линии действия, и трудно сказать, за которой из них при чтении следишь с бо̀льшим увлечением и вовлечённостью в происходящее: за собственно детективным расследованием, или за сложными и запутанными взаимоотношениями Корморана, Робин и других героев и героинь романа. Эти взаимоотношения развиваются параллельно ходу расследования, частично переплетаясь с ним.
«Смертельная белизна» – роман в полном смысле этого слова, а не повесть-переросток: с несколькими сюжетными линиями, множеством героев, мощным психологизмом, языковой полифонией, расширенным пространством и временем действия и так далее. Роман атмосферный, с точными и зримыми деталями и уже узнаваемыми по предыдущим книгам Гэлбрейта декорациями современного Лондона. А ещё при всей драматичности, а то и трагичные происходящих событий, в романе пунктиром проступает лёгкая английская ирония, изредка переходящая в откровенный сарказм. Тут достанется всем – тори и социалистам, аристократам, пролетариям и среднему классу, парламентариям и полицейским – и много кому ещё. По ходу детективного расследования Гэлбрейт заодно препарирует и предъявляет читателю истинные неприглядные нравы самых разных слоёв общества – и читать об этом так же интересно, как и следить за детективной интригой и развитием взаимоотношений героев.
Ещё одна интересная сторона книги: Корморан и Робин, оба, как и положено профессиональным детективам, наблюдательные, хорошо умеющие мыслить логически, многое подмечать и делать правильные выводы – зачастую оказываются слепы в отношении друг друга. Оба периодически неверно интерпретируют слова и поступки друг друга, из-за чего отношения Корморана и Робин раз за разом запутываются и развиваются совершенно не так, как могли бы, понимай они друг друга правильно. И в этом нет никакой натяжки или противоречия: холодный профессионализм и логика зачастую не срабатывают, когда речь идёт о человеке, который тебе не безразличен, и за которого ты искренне переживаешь. Характеры героев (не только главных) и их психологические мотивации выстроены в книге очень достоверно и жизненно.
При всём при том книга получилась отнюдь не «чернушной» и даже в определённой степени светлой, человечной. Написан роман весьма увлекательно: отрываться от чтения «Смертельной белизны» было очень и очень непросто. Прочёл с большим удовольствием, чего и вам желаю.
Если в цикле о Корморане Страйке со временем появится ещё одна книга – её тоже прочту обязательно.
Комментариев нет