• ,

Путь в профессию (интервью у Г. Л. Олди брал Александр Левитас): Часть 2

ПУТЬ В ПРОФЕССИЮ
(интервью у Дмитрия Громова и Олега Ладыженского (Г. Л. Олди) брал Александр Левитас)
Часть 2
Для проекта «Над облаками» — 2-я часть интервью с писателем Генри Лайоном Олди (Дмитрием Громовым и Олегом Ладыженским).  Интервью брал Александр Левитас.
Оригинал интервью находится здесь: <em >www.facebook.com/alex.levitas

А. Левитас: Леди и джентльмены, как вы знаете, для проекта под рабочим названием  «Над облаками» я собираю опыт людей, которые многого достигли в своей  сфере деятельности. В частности, пообщался с Олегом Ладыженским и  Дмитрием Громовым на тему того, как они стали «теми самыми хвалёными  Олди» и что им помогает работать продуктивно (в среднем 2 книги в год) в  течение 30 лет, без потери темпа и качества и без профессионального  выгорания.
Итак, вторая часть этого интервью:
ПРАВИЛА ПРОДУКТИВНОСТИ
Вопрос: Следование каким принципам в работе делает вас продуктивными? Я знаю, что вы сформулировали для себя какие-то правила продуктивности, которых вы придерживаетесь — расскажите о них, пожалуйста. 
Ответ: Не ждать вдохновения, как у моря погоды, работать каждый день.
Не халтурить, работать на максимуме своих возможностей (если получится, то и чуть выше этого максимума). Не спускать себе неудачных фраз, эпизодов, художественных решений. «А, и так сойдет!» Не сойдет. Переделывать до тех пор, пока не будем удовлетворены результатом, сколько бы времени это ни потребовало.
Готовиться к каждой новой книге, не начинать «с кондачка». Продумывать сюжет, героев, стилистику, декорации, составлять план, включающий в себя в т. ч. и финал книги, чтобы знать, к чему мы в итоге должны прийти. Собирать материал и «погружаться в него». Начинать писать, лишь когда ощутили, что мы в материале и книга «созрела» для написания.
Главный приоритет в работе над книгой – сама книга, художественный текст. Личные амбиции – побоку. Кто бы ни придумал очередной поворот сюжета, фразу, эпизод – выбираем тот вариант, который лучше, острее, интереснее, органичней ложится в книгу. Совершенно не важно, кто из нас этот вариант придумал.
Пишем только то, что сами хотим написать, что цепляет за душу лично нас. Пишем так, как сами считаем нужным и правильным. Издатели, читатели, критики, модные тренды – побоку. Есть только мы и книга.
Вопрос: Случаются ли у вас кризисы, когда «не идёт», «не пишется» — и если да, то как вы их преодолеваете? 
Ответ: Кризисы случались, и не раз. В зависимости от интенсивности и глубины кризиса есть два прямо противоположных способа его преодолеть:
1. Собраться, заставить себя и «через не могу» продолжить работать над книгой. Трудно, медленно, по двадцать раз переделывая и чертыхаясь сквозь зубы – но продолжать работать. Если кризис не очень глубокий – через какое-то время отпускает, и дальше снова работается нормально.
2. Если кризис более серьезный – взять паузу, отдохнуть, расслабиться, выбросить «не идущий» текст из головы. Через некоторое время вернуться к нему и продолжить уже отдохнувшими, с новыми силами и идеями.
Вопрос: Как вы решаете, какую книгу писать следующей? На какие критерии ориентируетесь? Есть ли «коробка с заготовками»?
Ответ: Коробка с заготовками (вернее, соответствующий файл в компьютере), конечно, есть. Он регулярно пополняется новыми идеями, заготовками, набросками сюжетов, черновыми планами. Причем пополняется быстрее, чем мы успеваем из него черпать. Но мы далеко не всегда пользуемся заготовками из этого файла. Зачастую возникает / придумывается что-то совсем новое, чего в файле нет и в помине, от чего мы вдруг загораемся и понимаем: да, это то, что цепляет, греет, то, что мы сейчас хотим написать! И принимаемся за работу над этой книгой. Иногда извлекаем что-то из файла, дорабатываем, меняем (порой до неузнаваемости) – и начинаем писать. Иногда сходятся вместе несколько, казалось бы, совершенно разных наработок / заготовок – как из файла, так и свежепридуманных. Вдруг оказывается, что вот это давно лежавшее в загашнике фантастическое допущение при небольшой «доработке напильником» отлично подходит к вот этому наброску сюжета и к вон той философской концепции. Вместе они вдруг превращаются в нечто большее, оригинальное, играющее новыми красками. Только садись и пиши! Садимся и пишем.
По-разному бывает. Но всякий раз новая книга должна «цеплять и греть». Это главный и едва ли не единственный критерий выбора. А вот что зацепит и согреет нас в следующий раз – мы заранее и сами не знаем.
Вопрос: Как идёт подготовка к работе над книгой? Как я понимаю, работа начинается не с того, что вы садитесь и пишете «Глава 1»? 
Ответ: Сперва что-то цепляет за душу. Затем это долго и подробно обсуждается. Дальше мы начинаем выстраивать план книги. Собираем материал; если это давняя заготовка, материал собирается годами. Когда мы, что называется, в материале и план готов – делим между собой эпизоды и начинаем писать.
Каждый эпизод проходит несколько редакций. Стыковка, вычитка, продолжение работы. И так до финала.
Вопрос: Есть ли у вас какой-то рабочий распорядок дня или недели, помогающий работать продуктивно? Какие-то нормативы «в часах» или «в знаках», которые вы договорились выполнять каждый рабочий день? 
Ответ: Ночью спим, днем работаем. Встаем рано, примерно в 06.00-06.30; бывает, что и раньше. Туалет, гимнастика (45-50 мин.), взгляд в интернет (письма, вопросы), завтрак, начало работы над текстом. В полдень еще минут 15-20 разных физических упражнений — и продолжение работы до 14-15 часов, иногда позже. Обед, краткий отдых, желательно дневной сон (мозг должен переключиться, расслабиться) — и еще пара часов работы, но уже сугубо деловой. Переписка с издателем, художником, какое-то интервью… Ужин и отдых. Суббота и воскресенье — выходные. Иногда, когда книга летит к финалу, дорабатываем по субботам.
Когда книга закончена (это подразумевает длительную авторскую редактуру текста), мы неделю-другую отдыхаем. Нервное возбуждение ещё присутствует, и мы направляем его на обсуждение будущих работ. Когда чувствуем, что отдохнули, начинаем составлять план следующей книги.
Когда уже конкретно пишем, а не обсуждаем, планируем или собираем материал – стараемся делать примерно 5000 знаков в день каждый. Это уже довольно чистый текст, прошедший первую редактуру. Иногда получается больше, иногда меньше, но отклонения невелики. Откажись мы от редактуры, выход текста был бы больше – но это не тот текст, который мы хотели бы показать читателю.
Вопрос: Как вам удаётся мотивировать себя на ежедневную писательскую работу? Тут ведь, как в спорте, часто есть искушение «пропустить сегодня и нагнать завтра» — что вы делаете, чтобы ему не поддаваться? Насколько сложно так жить? Чем приходится пожертвовать? Что вы делаете вне контекста работы, что помогает вам поддерживать высокую продуктивность? (образ жизни, питание, путешествия, спорт, музыка, что-то ещё — всё, что угодно, что происходит вдали от писательского стола) 
Ответ: Мы себя не мотивируем. Мы просто встаем утром с постели, дальше гимнастика, туалет, завтрак. И садимся работать. Необходимости пинать себя, заставлять делать дело у нас нет — если, конечно, мы в данный момент здоровы и никакие срочные дела не свалились нам на головы. Работа – естественный процесс, без которого, кстати, скучно. Часть нашей жизни, а не тоскливая необходимость.
В этом смысле мы к себе относимся требовательней и беспощадней любого работодателя. Возможно, здесь сработал опыт каратэ – там тоже никто не спрашивает, готов ли ты сейчас или тебя лучше ударить завтра, когда ты подготовишься. 
Другое дело, что надо и отдых планировать в таком же обязательном порядке, как и работу. Иначе можно перегореть, переутомиться, сломаться физически или психически. Допустим, роман закончен. Редактура завершена, текст уехал в издательство. Общее нервное напряжение не отпускает, это естественно. Его надо правильно канализировать, тогда оно на пользу, а не во вред. Оно уходит на деловую переписку: начинается рабочая неделя переговоров с издателем, художниками (обложка и графика), производителем аудиокниг, администраторами электронных площадок, журнальными рецензентами. Подписываются соглашения, обсуждаются формы и сроки сотрудничества, готовятся рекламные пакеты, согласовываются будущие картинки, делаются временные обложки для всяких проектов. Звонки, письма, вопросы, ответы – с утра до вечера.
И вот всё – ну, почти всё – согласовано и распланировано на полгода вперед. Тут главное – знать заранее, что на следующий день тебя догонит усталость. Силы закончились, энергии минимум. Ты упал и не отжался: нарушен сон, повышена раздражительность, мелочи задевают, пустяки выводят из себя.
Это нормально, это привычно. И не слишком проблемно, если знать методы восстановления. Общих советов здесь нет, все индивидуально. Тренировки, музыка, лежание на диване, поездка в другой город, общение с друзьями или затворничество, отказ от интернета или пять сообщений в день — каждый выбирает для себя, под свою психофизику.
Пожалуй, на литературных семинарах надо читать курс лекций: «Образ жизни профессионального писателя». Другое дело, что слушать его будут с интересом, а вот пользоваться советами на практике – вряд ли.
Вопрос: А что вы делаете для продвижения ваших книг? И насколько ваши личные усилия — не по написанию, а именно по промоушену — важны для коммерческого успеха книги? 
Ответ: Есть люди, которые утверждают: реклама и самореклама – дело постыдное, недостойное истинного творца! Чепуха, отвечаем мы. И распространяем информацию о своих книгах — бумажных, электронных, аудио – в интернете. Везде, где считаем нужным и полезным. Читатель должен иметь возможность получить необходимую информацию о выходе книги, о том, где и как ее можно приобрести, узнать, что автор закончил работу над каким-то романом, что художник этот роман проиллюстрировал, а критик Х написал рецензию…
Короче, это работа, работа большая, необходимая, требующая времени и тщательного планирования. Но без нее книга утонет в море общей информации, читатель просто не узнает о ней.
Как показала практика, эта деятельность сейчас приобретает очень большое значение. «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать!» Сейчас писатель вынужден быть маленьким издательством – или делегировать эти права и обязанности кому-то другому.


Книги Олди на авторском сайте «Мир Олди»: oldieworld.com/
Книги Олди на Author.Today: author.today/u/oldie
Книги Олди на ЛитРесе: www.litres.ru/genri-layon-oldi/
Книги Олди на Литмаркете: litmarket.ru/genri-layon-oldi-p147/
Окончание следует
  • 0

  • 1

Комментариев нет

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.